АО «Дальтрансуголь» поделился с «Дальневосточным обозрением» статистикой работы за 11 месяцев 2024 года. Грузооборот ванинского терминала по сравнению с прошлым годом сократился, однако компания продолжает работать над расширением мощностей.
Предварительные итоги 2024 от АО «Дальтрансуголь»
В этом году дефицит пропускной и провозной способности железных дорог в восточном направлении не позволил ванинской компании реализовать весь свой потенциал: за 11 месяцев через терминал прошло лишь 13,2 миллионов тонн угля — на 10% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Это связано со снижением поставок грузов из-за дефицита пропускной и провозной способности железных дорог в восточном направлении.
Для увеличения грузопотока в восточном направлении Дальтрансуголь построил 11 километров железнодорожных путей необщего пользования и приступил к прокладке 600 метров путей общего пользования. Кроме этого, реализует комплексный инвестиционный проект по увеличению перерабатывающих мощностей терминала. В результате, перевалочная способность достигнет 40 млн тонн угля в год. Хотя уже сейчас оборудование готово экспортировать в страны АТР 33 миллионов тонн.
— Мы перегружаем не только уголь Дальнего Востока, также из Кузбасса, Хакасии, Забайкалья и так далее. В стране угля добывается много, и планов на дальнейшую добычу еще больше. Самое выгодное — везти уголь на экспорт, чтобы бизнес приносил стране хорошую маржинальность, выплачивал больше налогов и давал высокооплачиваемую работу местным жителям, — прокомментировал исполнительный директор АО «Дальтрансуголь» Владимир Долгополов.
По программе наращивания мощностей на терминале идет строительство третьего вагоноопрокидывателя на три вагона, помещений для дробильной и аспирационной установок, здания для оттаивания вагонов.
6 проблем с логистикой, с которыми сталкиваются хабаровские компании
Фото: АО «Дальтрансуголь»
В условиях санкций регионы Дальнего Востока России получили уникальную возможность стать главными воротами в Азию для миллионов тонн грузов, ставших невостребованными на западе. Активно в эту работу включился и Хабаровский край, где работает сразу несколько крупных терминалов и строятся новые. Но Ванино, Советская Гавань и другие местные порты развиваются быстрее, чем растут провозные мощности БАМа и Транссиба, что не дает региону полноценно «развернуться на Восток».
Восточный полигон 2023 — стройка века?
Тема портов даже попала в декабрьскую «прямую линию» с губернатором Михаилом Дегтяревым. Но не в виде вопроса о наболевшем, как, например, дороги, уборка снега и задержка производства самолетов «Байкал» в регионе, а в формате жизнеутверждающего видеообращения.
В кадре появились рабочие, строящие на побережье Охотского моря в районе мыса Манорский в Хабаровском крае морской терминал «Порт Эльга». Ни о чем особенном строители главу региона не просили, а лишь благодарили за пиар и продвижение «стройки века».
ТОР «Хабаровск» расширили для порта Эльга и Тихоокеанской железной дороги
Причем такое описание проекта прозвучало в эфире еще несколько раз — в исполнении как ведущих, так и самого Дегтярева. Губернатор даже призвал краевых журналистов написать о строительстве порта книгу.
Глава региона действительно уделяет «Эльге» повышенное внимание в течение последних нескольких месяцев. Так, на Восточном экономическом форуме в сентябре соглашение о строительстве терминала стало самым крупным (объем инвестиций — 136 миллиардов рублей); а в ноябре порт и частная железная дорога дважды упоминались губернатором в докладах. Сначала на ВДНХ в рамках дня Хабаровского края на выставке «Россия», чуть позже в Совете Федерации в ходе «часа регионов».
Казалось бы, удивить кого-либо строительством очередного терминала в Хабаровском крае сегодня трудно, но дело в том, что «Порт Эльга» идет в комплекте с Тихоокеанской железной дорогой, которая соединит терминал с Эльгинским месторождением угля в Якутии и станет самой длинной частной железнодорожной веткой в России.
ТОР «Хабаровск» расширили для порта Эльга и Тихоокеанской железной дороги
Проект, начатый задолго до вала санкций, потери западных рынков и «разворота на восток», в новой реальности ожидаемо обрел еще большую актуальность. Порты Хабаровского края и Приморья даже спустя полтора года после начала «разворота» не загружены полностью — их ограничивают провозные мощности Восточного полигона РЖД, которых оказалось явно недостаточно для экспорта всех спешно перенаправленных на азиатские рынки грузов.
«Эльга» на особом положении — еще недостроенный, но уже включенный в границы порта Ванино терминал получит собственную железную дорогу. Как ожидается, полностью ее строительство завершится в 2026 году, а мощность терминала составит рекордные 50 миллионов тонн в год.
Показательно, что изначально речь шла о 30 миллионах тонн в год, но в середине ноября 2023 года собственники Эльгинского месторождения из компании «Элси» объявили о продаже своих сибирских месторождений, столкнувшихся с ограничениями провозной мощности Восточного полигона. Ставка была сделана на дальневосточный уголь и специально возводимую под его экспорт инфраструктуру.
Тот факт, что развитие дальневосточных портов сковано емкостью БАМа и Транссиба, прямо признает и Михаил Дегтярев. Так, в ходе все той же «прямой линии» он называет стройкой века и расширение ванинского терминала «Дальтрансуголь», но оговаривается: будущее проекта зависит «от того, как пойдет Восточный полигон».
Железнодорожный тупик
За январь-сентябрь 2023 года общий объем перевалки грузов в портах Хабаровского края вырос на 10% к аналогичному периоду 2022-го, рассказывал губернатор еще в ноябре.
Так, терминал АО «Дальтрансуголь» (принадлежит крупнейшей в стране угольной компании СУЭК) действительно стремительно разрастается. В ноябре официально завершен первый этап модернизации порта, в результате которого мощность терминала выросла с 24 до 33 миллионов тонн в год. Уже в 2025 году этот показатель достигнет отметки в 40 миллионов тонн.
Однако пока компания вынуждена сдерживать рост, признают руководители терминала, поскольку их собственная инфраструктура развивается значительно быстрее, чем БАМ и Транссиб. Более того, год от года «Дальтрансуголь», напротив, снижает объемы перевалки угля — если в 2021 году на экспорт отсюда отправились 19 миллионов тонн, то по итогам 2022-го уже 17 миллионов. План на 2023-й немногим выше.
— За восемь месяцев 2023 мы перевалили 12,5 миллиона тонн угля. И план в этом году сделать 18 миллионов тонн. Бюджетный план — 17 миллионов 750 тысяч тонн. На сегодня для нас это снижение. В 2020 годы мы перевалили 23,3 миллиона. Но три года назад ввели в эксплуатацию соседний терминал «Ванино Трансуголь» и часть угля ушла туда, — рассказывал исполнительный директор «Дальтрансугля» Владимир Долгополов.
Да, на цифрах сказались в том числе и санкции, однако утраченные рынки сумел заполнить Китай. В компании констатируют, что готовы переваливать и 33, и 40 миллионов тонн угля ежегодно, но вынуждены считаться с провозной мощностью БАМа и Транссиба. При этом официальная позиция руководства терминала весьма сдержанна и даже дружелюбна по отношению к РЖД.
— В этом году, когда мы достроим железную дорогу, сможем переваливать 33 миллиона тонн. Но, к сожалению, пока железная дорога ещё не настолько развилась, и у нас просто будут свободные мощности, которые в перспективе мы сможем использовать, когда разовьётся железная дорога. Пока железная дорога обещает, что к 2025 году разовьётся максимально, значит, к 2025 году мы сможем принимать и 33 миллионов тонн, и 40, — дипломатичен Владимир Долгополов.
Свои планы есть и у руководства другого крупного терминала, АО «Порт Ванино» (принадлежит зарегистрированным на Кипре компаниям, которые связывают с владельцем «Мечела» Игорем Зюзиным). В 2021 году стивидоры впервые за десять лет приняли контейнеровоз из Китая. В компании намеревались разгружать по четыре контейнерных судна из Поднебесной ежемесячно, но февраль 2022-го внес свои коррективы.
Грузооборот терминала «Дальтрансуголь» в Хабаровском крае сократился на 10%
Уже в сентябре в компании осторожно говорили уже лишь о 15 контейнеровозах в год по предварительному прогнозу. Финальная цифра так официально и не называлась, но можно предположить, что диверсификация грузов, которую задумали в АО «Порт Ванино», оказалась под вопросом по все тем же причинам — боливар Восточного полигона не в состоянии выдержать всех желающих воспользоваться его мощностями.
На фоне перегруженности подъездов к Ванину еще более актуальным стал вопрос развития порта Советская Гавань. Так, перенести сюда проект строительства собственного порта подумывают в «Русале». Но и здесь все упирается в БАМ.
Пожалуй, стоит вспомнить еще о паре проектов, которые по ряду причин мощного импульса не получили. То же строительство угольного терминала порта «Дальний» (который, правда, в свое время «споткнулся» о достаточно неоднозначную реакцию местных жителей) так что упирать, на то, что проблемы у него возникли исключительно из-за дефицита провозных мощностей со стопроцентной уверенностью нельзя. Или куда более показательный пример — контейнерный терминал компании ООО НПП «Экомортех» в Ванинском районе. С сентября прошлого года о его реализации в информационном поле ничего не слышно. В то время как суммарный грузооборот обоих проектов должен был достигнуть десятков миллионов тонн.
Восточный полигон 2023: узкие места
Тем временем из-за перегруженности Восточного полигона вторую жизнь обрели порты Северо-Запада России, ранее ориентированные на экспорт в Европу. Загрузка терминалов обвалилась до 20%, а подъезды к ним опустели, что на фоне «заторов» на Востоке подстегнуло экспортеров угля искать обходные пути.
Это сделало ситуацию на БАМе и Транссибе чуть менее сложной, но глобально решить проблему все еще может только увеличение пропускной способности магистралей, уверены эксперты. И несмотря на умеренную позицию крупных игроков вроде «Дальтрансугля», отношения между РЖД и портами продолжают оставаться напряженными. В том числе потому, что у монополиста при развитии Восточного полигона есть и свои интересы.
Так, в начале 2023 года железнодорожники пытались согласовать в правительстве корректировки второго этапа программы расширения БАМа и Транссиба, предполагающие перенос работ на 14 участках, включая Комсомольск-Сортировочный – Ванино и Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный с 2024-го на 2025 год. Более приоритетными в РЖД сочли подходы к погранпереходу Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской автономной области и к портам Приморья.
Корректировки привели бы к падению пропускной способности участка Комсомольск-Ванино на 15 пар поездов в сутки (-29%), а провозной — на 24 миллиона тонн (-30%) к плановым в 2023 году. Прирост провозной способности железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Ванина до 2024 года составил бы лишь пять миллионов тонн, в то время как мощность терминалов за этот период подскочила бы на 28 миллионов тонн.
Ассоциация морских торговых портов ожидаемо выступила резко против такой оптимизации от монополиста и попыталась достигнуть компромисса в виде переноса электрификации обозначенных участков в пользу расширения путей. Но в РЖД не сдавались, пригрозив повышением тарифов для грузоотправителей на Восточном полигоне сразу на 15%. Это, разумеется, тоже не могло понравиться собственникам терминалов.
Впоследствии конфликт затух сам собой, а в Ванине выдохнули. Вероятно, в правительстве помогли РЖД с источниками финансирования реализации второго этапа программы, поскольку в конце марта оно внезапно выросло с 894 миллиардов рублей до одного триллиона и 82 миллиардов. А уже после этого случилось чудо — в октябре в компании объявили, что на третьем этапе расширение Восточного полигона будет постепенно дешеветь. Хэппи-энд.
Впрочем, до реальной счастливой развязки пока далеко. К 2032 году провозная способность Восточного полигона должна дорасти до 255 миллионов тонн, такова конечная цель всей программы. Но пока не достигнута даже промежуточная — второй этап с его 180 миллионами будет победно завершён лишь в 2024-м. До тех пор порты продолжат пускать в ход все доступные им варианты, от обходных путей на Северо-Запад до строительства собственных железных дорог. Но у большинства игроков особых вариантов не будет — придется подождать РЖД.
РЖД сократили инвестпрограмму 2025 года: а как же Восточный полигон?