Ирина Горбачева, заместитель председателя правительства Хабаровского края по инфраструктуре, заслуженный работник транспорта Российской Федерации, рассказала «Дальневосточному обозрению» о самых насущных делах в этой сфере
Ирина Горбачева про общественный транспорт
— Прошедший год был непростой, со сменой руководителя края. Но в начале года прежним губернатором были даны поручения и, разумеется, они исполнены. Более того, губернатор Дмитрий Викторович Демешин поставил также глобальные задачи транспортного обслуживания населения.
В течение 2024 года 48 автобусов на газовом топливе мы приобрели в рамках федеральной помощи, получив порядка 700 миллионов рублей специального казначейского кредита. Эти автобусы сейчас работают на межмуниципальных маршрутах между Хабаровском и населенными пунктами Хабаровского района.
Ежегодно городской транспорт обновляется еще и за счет перевозчиков. В прошедшем году частные перевозчики заменили 64 автобуса. А за счет краевых средств (по поручению губернатора) мы закупили 11 автобусов для муниципальных образований на общую сумму порядка 45 миллионов рублей. Эту программу продолжим и в 2025 году. За счет средств, которые уже утверждены губернатором края, планируется закупка восьми автобусов. В добавок к ним около 70 единиц планируют заменить автотранспортные предприятия за счет своих средств.
Пассажирский автобусный парк в среднем обновлен процентов на 40. Данная работа продолжается. Частные перевозчики также активно в ней участвуют.
Мы также заменили 11 трамваев и 17 троллейбусов в Хабаровске в минувшем году. Хабаровчане оценили новые комфортные трамваи, так как прежние давно устарели, отслужив более тридцати лет. Это также было за счет средств федерального бюджета — свыше 1 миллиарда 350 миллионов рублей. Чтобы их получить, губернатор обращался и в министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, и в адрес президента Путина, и нам была оказана поддержка. Не все муниципальные образования могут самостоятельно осуществлять замену старого транспорта, поэтому здесь правительство выступило как бы в качестве гаранта. Таким образом за последние два года впервые произошло такое серьезное обновление общественного транспорта, которого не было уже лет десять.
С учетом пришедших новых троллейбусов практически на 90 процентов обновился их парк. Получив новые машины, город открыл новые маршруты в новые городские районы, так как это троллейбусы на автономном ходу.
По трамваям только начали такую работу, замена сделана всего процентов на 10 от существующей потребности. Но спрос рождает предложение: жители просят новые маршруты и продление трамвайных линий. Однако, чтобы это делать, надо приводить в порядок трамвайные пути, ставить новые электроподстанции. Надеемся совместно с мэрией активизировать и эту работу. Тем более, что благодаря мэру и администрации Хабаровска муниципальное предприятие «Горэлектротранспорт» уже вышло из предбанкротного состояния. Так что впереди много работы.
Очаг подождет, или как женщины делают политическую карьеру в Хабаровском крае
Есть немало проблем с перевозками. К сожалению, в крае еще достаточно много удаленных сел, куда не ходят автобусы, потому что перевозчики считают эти маршруты экономически неэффективными. Но краевая власть намерена начинать постепенно переводить такие маршруты на регулируемую стоимость проезда и улучшать их привлекательность для перевозчиков. На днях министр транспорта будет докладывать предложения как раз по транспортному обеспечению труднодоступных и отдаленных сел, где есть жители, но очень низкий пассажиропоток. Кстати, межмуниципальные маршруты, где мы заменили старые автобусы на новые, уже работают по регулируемым тарифам, за которые мы доплачиваем перевозчикам из краевого бюджета.
В начале каждого года Минтранс края проводит корректировку структуры перевозок на межмуниципальных маршрутах, в том числе и на регулируемых. При этом анализируются обращения населения по каждому району и каждому населенному пункту. На их основе принимается решение о необходимости изменения: либо сокращения, либо увеличения транспортных маршрутов. Транспорт – это такой живой организм, который нельзя поставить в какие-то жесткие рамки, поэтому он требует регулярной корректировки.
Если будем активно и результативно заниматься транспортом, то не за горами время, когда межмуниципальное сообщение будет со всеми населенными пунктами каждого района. Мы к этому очень стремимся.
— Правительство края совместно с ОАО «Российские железные дороги» проводит своевременную работу по обновлению подвижного состава. Большое спасибо руководству Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», которое за последние четыре года заменило четыре пригородных электрички. В 2025 году мы также получаем от РЖД два новых электропоезда. Они уже находятся в Хабаровске. Таким образом, благодаря поддержке РЖД, в Хабаровском крае произошло полное обновление электричек на всех пригородных маршрутах. И мы получаем самый молодой в Дальневосточном федеральном округе парк электропоездов.
Ирина Горбачева про мосты и дороги в Хабаровском крае
— На территории Хабаровского края всего 11 239 километров дорог. Из них региональных дорог 3 149 километров, автомобильных дорог местного значения 6 607. Наши дороги, конечно же, требуют постоянного внимания. В соответствии с поручением президента России мы постепенно приводим их в нормативное состояние, которое должно составлять 85 процентов.
На территории Хабаровского края, как и во всех субъектах Российской Федерации, с 2019 по 2024 год действовал национальный проект «Безопасные качественные дороги». В него входили три агломерации – города Хабаровск, Комсомольск и Хабаровский район. За данный период на территории края было отремонтировано более 820 объектов общей протяженностью свыше 825 километров, на что выделялись федеральные, краевые и муниципальные деньги.
Эти деньги стопроцентно были освоены по каждому году. Причем в 2022 и в 2023 году мы за счет дополнительных средств, перераспределенных из других регионов, полностью выполнили ремонт дороги Советская Гавань – Ванино. Хабаровский край два года подряд получал дипломы с оценкой нашей работы на достаточно высоком уровне.
Насыпь площадью в 30 гектаров и подстанцию построят на Большом Уссурийском в Хабаровске
Также в рамках региональной программы было отремонтировано свыше 100 мостовых сооружений. В том числе: в 2022 году — 34 моста, в 2023-м – 40, в 2024-м – 24, на 2025 год запланировано еще 24 моста. Эту работу будем продолжать и в дальнейшем, так как данный процесс бесконечный — нормативное состояние со временем переходит в ненормативное и требует либо текущего, либо капитального ремонта. А всего на территории края свыше 900 мостов только на региональных дорогах, большинство из которых деревянные. 603 из них мы можем регулярно ремонтировать в определенное время.
Основная задача этого года – продолжение работ на дороге Селихино – Николаевск. Это самая протяженная наша краевая дорога — свыше 600 километров. Для сравнения: она по протяженности равнозначна дороге между Москвой и Санкт-Петербургом. Сейчас мы ее поддерживаем в нормативном состоянии, но постепенно переводим в твердое покрытие. В этом году уложим там асфальт еще на 20 километрах.
Приоритетная задача, которую ставит нам губернатор Дмитрий Викторович Демешин на ближайшие два года, это завершение работ по организации круглогодичного транспортного сообщения на дороге Комсомольск – Чегдомын. Там полвека вообще не было дороги, проехать можно было только зимой по зимнику, а летом на лесовозах по грунтовке и то не на всех участках. Сейчас там заново пробивается нормальная дорога, строятся мосты – в достаточно сложных условиях, со взрывными работами. Остается всего 17 километров, чтобы жители Верхнебуреинского района получили круглогодичное сообщение. Сейчас работаем с федеральной структурой «Росавтодор» в рамках помощи по финансированию.
С этого года мы переходим к реализации следующего национального проекта «Инфраструктура для жизни». Помимо названных уже Хабаровска, Комсомольска и Хабаровского района приступим к реализации данного проекта в Амурске и Советской Гавани. Планируем выполнить работу на 57 объектах: приведем в нормативное состояние 33 участка дорог и 24 мостовых сооружения. Финансирование запланировано в сумме свыше 6 миллиардов рублей, из которых 3 миллиарда 450 миллионов из федерального бюджета, 2 миллиарда 630 миллионов краевых денег. Надо сказать, что федеральная власть достаточно хорошо помогает региону.
Аукцион на строительство дороги к острову Большой Уссурийский объявят до конца января
Что мы сможем сделать по этому проекту, рассчитанному до 2030 года? Приведем в порядок дороги регионального значения опорной сети Селихино – Николаевск, Комсомольск – Чегдомын; доведем дорогу до международного пункта пропуска на Большом Уссурийском острове; в Хабаровске в 2025 году отремонтируем дорогу на проспекте имени 60-летия Октября и путепровод Ленинградская – Восточное шоссе. И достаточно много – свыше 40 дорог, где будет проведен ямочный ремонт. Важная задача – приведение в порядок дорог к социальным объектам (школам, больницам, детским садам), чтобы они были полностью безопасными, с установкой дополнительных светофоров при необходимости, пешеходных переходов, барьерных ограждений. Губернатором поставлена еще одна, не менее важная, задача – установка новых павильонов на автобусных остановках, в том числе теплых. Совместно с администрацией Хабаровска и бизнесом мы должны в этом году поставить не менее 30 таких павильонов.
Нельзя сказать, что к 2030 году все дороги будут в идеальном состоянии. Те, которые ремонтировали, к примеру, в 2019 году, к тому времени придется обновлять. Это постоянный процесс.
Ирина Горбачева про развитие авиаперевозок в Хабаровском крае
— Программа увеличения авиаперевозок по территории края – тоже масштабная работа, которая полностью финансируется за счет регионального оператора. В 2024 году было запланировано и выполнено 1805 рейсов. Надо сказать, что рейсы у нас субсидируемые, стоимость авиаперелета не поднималась с 2017 года, данную нагрузку берет на себя краевой бюджет.
На 2025 год мы планируем 2144 рейса. Основные направления – это Охотск, Николаевск, Аян, Нелькан, Чумикан, Чегдомын, Советская Гавань. То есть самолеты летят туда, откуда в прошедшем году было достаточно много обращений граждан и где строятся крупные объекты. Мы проводим анализ, и с учетом потребностей увеличиваем количество рейсов. Эта система гибкая. Бывают случаи, когда главы районов обращаются в краевое правительство с просьбой о необходимости дополнительных рейсов, потому что случаются разные жизненные ситуации. И тогда пересматриваем программу, даем дополнительные рейсы.
Еще мы увеличиваем количество вертолетных перевозок, так как есть отдаленные населенные пункты в Аяно-Майском, в Тугуро-Чумиканском районах, куда можно добраться только таким образом. Такая программа тоже сформирована. Она такая же гибкая. Еженедельно мы с главами районов обсуждаем потребности. К примеру, начинается рыбный сезон в Охотске, туда едут временные рабочие, значит, требуются дополнительные рейсы.
Инвестиции переупакуют: Дмитрий Демешин назначил ответственных за проекты
Такая обстановка требует оперативных решений, поэтому мы планируем создать в Николаевске новый авиаотряд, чтобы ускорить перевозки.
Сейчас сложная ситуация с заменой авиабортов. Губернатором была поставлена задача, и в этом году мы приобретаем два самолета АН-24. Сделка уже состоялась. Это не новые самолеты, но они дадут возможность увеличить количество рейсов. И конечно же, очень ждем новый самолет «Байкал», у которого меньшие технические требования к взлетно-посадочной полосе.
Есть еще одна приоритетная задача – аэропорт Хурба в Комсомольске, который до сегодняшнего дня не работает. Ситуация решалась в судах, надеемся, что она вот-вот завершится, и мы будем запускать аэропорт совместного базирования для начала хотя бы для внутренних авиалиний. Жители Комсомольска очень ждут это решение. И конечно же, работаем совместно с Росавиацией по возможности открытия авиарейсов во Владивосток, Иркутск, Петропавловск-Камчатский и другие города.
Есть программа модернизации аэропортов, по некоторым объектам из которой мы работаем совместно с федералами. Обновляется навигация, чтобы аэропорты могли дольше работать, особенно в вечернее время. Мы хорошо поработали над аэропортом Майгатка в Советско-Гаванском районе. Под самолет «Байкал» планируем открытие обновленных взлетных полос, их потребуется порядка 37. Смотрим ранее закрытые взлетно-посадочные полосы и те объекты, которые в давние времена планировались для перелетов. Сейчас мы закрываем эти населенные пункты вертолетными перевозками.
Хочу подчеркнуть, что сегодня ни одной взлетно-посадочной полосы не закрыто, функционируют все, которые были определены для полетов еще с 90-х годов. И в Богородское летаем, и в Чегдомын, где по совместному проекту угольная компания помогает Верхнебуреинскому району реконструировать взлетно-посадочную полосу, чтобы она была круглогодичной. Острый вопрос по строительству взлетно-посадочной полосы в Охотске. Министерство транспорта РФ выделило свыше 3 миллиардов рублей на этот объект. К сожалению, там оказался недобросовестный федеральный подрядчик, в течение года стройка простаивала, но мы надеемся, что в этом году ситуация разрешится.
Ирина Горбачева про речные перевозки в регионе
— Помимо дачных перевозок и экскурсионных поездок губернатор края Дмитрий Викторович Демешин поставил задачу «сшить» наш регион с Амурской и Еврейской автономной областью посредством речного сообщения. Конечно, раньше речное сообщение было в большем почете. К примеру, речные суда регулярно ходили из Хабаровска в Комсомольск и дальше, в Богородское. Но последние рейсы в Комсомольск закончились в 1987 году, как только туда реконструировали автомобильную дорогу, чем значительно сократили время поездки на машине.
Пассажиропоток на речных судах с каждым годом стал падать, так как люди пересели на автомобильный и железнодорожный транспорт. Однако губернатором поставлена задача, чтобы у нас появились водные туристические маршруты. Наша река должна быть не только для дачников и рыбаков, а чтобы любой житель мог запланировать себе двух-трехдневную поездку по Амуру. Поэтому сейчас мы работаем с судоходными компаниями по строительству речных судов. Смотрим примеры других регионов, в том числе Иркутской области, где активно используют катамараны. Их опыт может быть полезен и нам, так как Амур сильно обмелел, а нам требуется речное сообщение в любой навигационный период.
Есть поручение губернатора о совместной работе по привлечению инвесторов к Хабаровскому судостроительному заводу. К нам уже приезжали представители из Московской области, которые могут строить суда на базе хабаровского завода. Причем начать сборку планируем уже в 2025 году. И постепенно будем обновлять наш флот.
Мы нацелены на результат. Уже разработана программа – в том числе, по замене речного подвижного состава. Сейчас основной вопрос – в передаче Хабаровского судостроительного завода в собственность края. А новые суда планируем начать строить уже в течение 2025-2026 года. Амурский туристический проект рассчитан главным образом на инвесторов, которые могут построить хорошие пристани, гостиницы. То есть проблема речных перевозок рассматривается и решается в комплексе.
В итоге хочу сказать, что наш край сильно преобразится в следующие три года. Искренне в это верю.
Больше интервью с представителями власти и бизнеса Дальнего Востока читайте в рубрике.
Фото из личного архива Ирины Горбачевой