Яндекс.Метрика ОбозДВ
Дальневосточное Обозрение
Политика

Трутнев: ежегодно банки теряют на ДВ-ипотеке около 2 миллиардов рублей

Размер компенсаций определят в течение 2 недель

Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев заявил, что убытки банков при реализации программы «Дальневосточная ипотека» составляют примерно 2 миллиарда в год. Потери финансовые организации требуют компенсировать из бюджета правительства, сообщает “Дальневосточное обозрение”.

В интервью телеканалу “Россия 24” (18+) полпред президента на Дальнем Востоке отметил, что не считает, что потеря такой суммы может существенно повлиять на работу крупных банков.

— В год — около 2 миллиардов рублей [потребуется для возмещения компенсаций]. Это не очень большие деньги. Для огромных банков, которые вовлечены в программу ипотеки, это не те деньги, которые определяют их результаты хозяйственной деятельности, — объяснил Юрий Трутнев.

Банки, как утверждает полпред, просят компенсировать разницу между рыночной и льготной ипотечными ставками из федерального бюджета. 

Банки считают, что им не доплачивает правительство убытки, которые они несут в связи с тем, что дают ипотеку по меньшей цене, чем в других территориях. Но это поручение Президента. Его в любом случае надо выполнить, – сообщил Юрий Трутнев. 

По мнению полпреда президента в ДФО, необходимо выстраивать диалог с банками иначе. 

— Я бы, может быть, немножко по-другому поступил, поговорил с банками чуть пожестче, потому что поручение президента при той прибыли, которую банки заработают, надо просто выполнять, а не деньги попрошайничать, – решительно заявил Юрий Трутнев

По словам полпреда, Минфин РФ уже работает над вопросом определения размера компенсаций, которые придется выплатить банкам для реализации программы. На решение вопроса потребуется около двух недель.

Рост миграции, итоги экономики в 2024-м и планы на 2025-й год: главы регионов ДФО отчитались перед Трутневым

К слову, на сложности во взаимодействии с банками указывают и строители. ОрганизаторыМежрегионального строительного форума-выставки 2025” в интервью “Дальневосточному обозрению” рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются застройщики. Помимо высокой конкуренции на рынке и низкой покупательской способности, убытки появляются при взаимодействии с финансовыми организациями. В первую очередь, на доход предпринимателей влияет кредитная ставка в размере 25-30% годовых. Помимо этого, теперь застройщики вынуждены компенсировать банкам разницу 12-15% между рыночной и льготной ипотечными ставками.

На этом фоне некоторые девелоперы сворачивают новые проекты на Дальнем Востоке. В частности, вчера управляющий партнер группы компаний “Юникей” объявила: из-за недоступности кредитов и высокой ключевой ставки откладывается начало строительства трех проектов в Хабаровске и одного во Владивостоке.

«Юникей» откладывает четыре проекта на Дальнем Востоке

Бизнес

Рост миграции, итоги экономики в 2024-м и планы на 2025-й год: главы регионов ДФО отчитались перед Трутневым

Полпред ДФО Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков подвели итоги прошедшего года. В рамках выездного совещания главы дальневосточных регионов сообщили об основных достижениях. Кроме того, они обозначили текущие планы на 2025 год, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на пресс-службу Минвостокразвития РФ.

Второй раз в истории миграционный прирост Дальнего Востока составил 14 тысяч человек (за 11 месяцев). Положительное сальдо миграции показали восемь из одиннадцати регионов.

В то же время вице-премьер указывает на проблему с востребованной среди дальневосточников программой «Гектар». По его словам, темпы подведения инфраструктуры к участкам недостаточные. Юрий Трутнев поручил Минвостокразвития проанализировать ситуацию и доложить о принятых мерах.

По темпам роста ввода жилья первые места заняли Приморье, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия и Амурская область. Приморский край, по данным главы региона, сохраняет свое лидерство в списке шестой год подряд. По ДФО в целом показатель превысил среднероссийские значения, составив 11,9%.

Юрий Трутнев отметил, что немалый вклад в процесс внесло решение о продлении дальневосточной ипотеки. По его словам, правительство планирует выделять дополнительные средства для снижения экономической нагрузки на банки в связи с этой деятельностью.

Год окончания ипотечного бума: итоги 2024 года в жилищном строительстве

Итоги экономики в 2024 году на Дальнем Востоке

Подводя итоги экономики за 2024 год, сообщили, что по темпам привлечения инвестиций лидерами стали Хабаровский край, Амурская и Сахалинская области, а также Чукотский АО.

За 2024 год Якутии удалось привлечь рекордные 780 млрд рублей инвестиций. В Хабаровском крае за девять месяцев вложения составили 400 млрд рублей (146%), Бурятии — 102 млрд рублей. В Приморье, по словам губернатора, инвестиции превысят 441 млрд рублей. Вложения в основной капитал ЕАО по итогам года составили 35,5 млрд рублей, рост наблюдается третий год подряд.

В нацрейтинге состояния инвестклимата Сахалин находится на первом месте в ДФО, в стране — на четвертом. Магаданская область поднялась на седьмую позицию рейтинга.

Передовиками промышленности ушедшего года стали Приморский и Хабаровский края, республики Бурятия и Саха (Якутия). В Приморье за 11 месяцев 2024 года темпы роста производств составили 6%. Сахалин фиксирует увеличение в обрабатывающей промышленности (116%), угольной отрасли (113%), торговле (112%) и строительстве (105%).

Якутия заняла второе место в стране по добыче угля (49,5 млн т) и золота (55 т). Рекорд по золотодобыче поставили и в Магаданской области — 54,1 т.

Валовый региональный продукт за 2024 год в Республике Саха (Якутия) оценивают в 2,5 трлн рублей (рост на 3,2%). ВРП Хабаровского края составил 1,347 трлн рублей, Сахалинской области — 1,8 трлн рублей. В Приморье показатель увеличился на 3,3% в сопоставимых ценах — до 1,9 трлн рублей. Хабаровскому краю за год удалось увеличить собственные доходы бюджета на 20%.

На Чукотке в 2024 году прирост экономики составил 21%. Такой показатель обеспечила реализация крупных добывающих проектов. Это освоение Баимской рудной зоны, месторождений золота/серебра Кекура и Клен, Беринговского угольного бассейна.

Планы на 2025 год

Главы регионов рассказали и о планах на текущий год. Так, например, в Еврейской автономной области собираются отремонтировать 20 школ и 15 детсадов. На перспективу глава региона обозначила цель по количеству пахотных земель — выйти на первое место в ДФО.

В Хабаровском крае озвучили планы по реализации мероприятий мастер-планов городов. В Хабаровске намечено завершение проектов тепломагистрали №35, дамбы Южного округа и детсада на Ореховой Сопке. Проекты набережной, инновационного центра «Эвристика» и объектов инженерной защиты собираются закончить в Комсомольске-на-Амуре.

Облик городов Хабаровского края должен устраивать в первую очередь их жителей – Демешин о мастер-планах

Чукотский АО в 2025 году планирует модернизацию трёх перевалочных баз оленеводов по единой президентской субсидии. Также собираются достроить школу в Анадыре, гостиницу в Угольных Копях и спортзал в селе Нунлигран .

В числе основных проектов Приморья — строительство обхода Большого Камня, реконструкция дорог к пунктам пропуска Краскино и Пограничный и открытие крупнейшего в стране ТЛЦ «Артём». К Восточному экономическому форуму планируется открытие филиала Национального центра «Россия».

На Сахалине ключевые проекты года — выход на проектную мощность 23-километрового угольного конвейера и введение 2-й очереди нефтегазового индустриального парка. Планируется строительство западного объезда Южно-Сахалинска, взлётно-посадочной полосы в аэропорту города и первой очереди логистического центра.

Фото: пресс-служба Минвостокразвития РФ

Десяток событий для бизнеса на Дальнем Востоке

ТОР «Хабаровск» планируют расширять в 2025 году

Бизнес

РЖД сократили инвестпрограмму 2025 года: а как же Восточный полигон?

Компания-монополист снизила финансирование своих проектов на 40,3%

На развитие инвестиционных проектов, в том числе Восточного полигона, ОАО “РЖД” в 2025 году направит 890,9 миллиардов рублей. Сокращение финансирования на более чем на 40% уже одобрено советом директоров, сообщает “Дальневосточное обозрение”.

Развитие Восточного полигона под вопросом?

К пропускной способности Восточного полигона РЖД в последнее время возникает немало вопросов: проект развития транспортного коридора есть, но нынешних пропускных способностей критически не хватает. Редакция “Дальневосточного обозрения” неоднократно обращала внимание на сложившуюся ситуацию. Еще в конце 2023-го года мы обращали внимание на то, что скованные БАМом порты Хабаровского края не могут выйти на полную мощность. В 2024-м ситуация лишь усугубилась. К примеру, в этом году грузооборот терминала “Дальтрансуголь” не только не вырос, но и сократился на 10%. Причину падения эффективности ванинская компания связала именно с нехваткой пропускных способностей РЖД.

На то, что провозные мощности РЖД растут недостаточно быстро, обратил внимание и полпред президента Юрий Трутнев. Он отметил, что развитие Восточного полигона идет, но нельзя сказать, что провозные мощности “прыжком увеличились”.

— Как в прошлом году, так и в этом порядка 8 миллионов тонн груза, законтрактованных от дальневосточных перевозчиков, пока не нашли своего адреса, — отметил Юрий Трутнев в интервью телеканалу “Россия 24” (18+).

При этом, вице-премьер подчеркнул, что порты готовы справляться с возрастающей в связи с принятой в стране политикой “Разворота на Восток” нагрузкой. Вопрос лишь в том, чтобы обеспечить доставку товаров.

Однако ОАО “РЖД”, ссылаясь на готовность выполнять поставленные президентом и правительством цели и задачи, сократил инвестиционную программу на 40,3%. Из 890,9 миллиардов рублей на развитие Восточного полигона выделят 116,9 миллиардов рублей. Больше, чем на проекты Центрального транспортного узла и создание высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Но примерно вдвое меньше, чем на обновление подвижного состава (257,2 миллиардов рублей) и более, чем в 2,5 раза меньше, чем на капитальный ремонт путей (298,5 миллиардов рублей).

Фото: ОАО «РЖД»

6 проблем с логистикой, с которыми сталкиваются хабаровские компании

Юрий Трутнев подвел итоги развития Дальнего Востока в 2024 году

Политика

Юрий Трутнев подвел итоги развития Дальнего Востока в 2024 году

Чистый приток инвестиций в экономику региона оценивают в 900 млрд рублей

Об итогах уходящего 2024 года полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев рассказал в интервью телеканалу «Россия 24». По притоку инвестиций регион опережает страну в два раза, по строительству — в три, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на пресс-службу правительства Хабаровского края.

Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев об итогах 2024 года

Юрий Трутнев объясняет достижения по показателям инвестиций и строительства работой 79 законов, принятых по поручению главы страны. Также продолжают действовать территории опережающего развития и свободный порт Владивосток.

— Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин определил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом. Вот ровно в рамках этих положений мы и движемся, – подчеркнул вице-премьер.

Он рассказал, что в 2024 году чистый приток инвестиций в экономику Дальнего Востока составил 900 млрд рублей. Кроме того, в регионе построили 171 новое предприятие и создали 19 тыс. рабочих мест.

— На фоне роста энергопотребления в 2,5–3 раза в дальневосточных регионах Минэнерго разрабатывает новую схему энергоснабжения. В планах – строительство новых объектов генерации электроэнергии, — сообщается в телеграм-канале полпреда ДФО (18+).

Турпотоки выросли по сравнению с прошлым годом на 80%. В 2024-м регион посетили более 183 тыс. туристов.

Итоги туристического сезона 2024 в Приморье: дефицит кадров, трансформация ритейла, ажиотажный спрос

По единой президентской субсидии за 6 лет построили более 1900 соцобъектов. В их числе — 233 школы и детских сада, 68 больниц, 75 спорткомплексов, 480 спортплощадок, 49 объектов культуры, более 50 фельдшерско-акушерских пунктов.

И не только — также модернизировали коммунальную и транспортную инфраструктуру, закупили новые автобусы, оборудование для медцентров, мастерских и колледжей. Удалось благоустроить почти 500 общественных территорий и более 1800 дворов, отремонтировать 388 км дорог.

Вице-премьер не обошел вниманием и поддержку специальной военной операции — в этом направлении, по его словам, как и в предыдущем году, делали все возможное.

— Все субъекты Дальнего Востока взяли свои подшефные территории в ДНР и контролируют это лично. То есть выезжают лично в зону специальной военной операции, проверяют качество, проверяют сроки. Я тоже езжу, и у меня не было ни одного замечания, например, по задержке или срыву срока. То есть ни одного раза за все время работы не было, чтобы мы что-то по срокам сдвинули или что-то сделали плохо. Это большая, очень важная работа, – подчеркнул Юрий Трутнев.

Напомним, в Хабаровском крае по итогам 9 месяцев 2024 года в основной капитал привлекли 398,5 млрд рублей инвестиций — это на 46,4% больше по сравнению с 2023 годом. Сейчас субъект находится на первом месте в ДФО по индексу инвестиций в основной капитал. По объемам инвестиций регион занимает в округе третье место.

Самый эффективный губернатор: рейтинг глав Дальнего Востока

Хабаровский край набрал хороший темп привлечения инвестиций — Демешин на совете ДФО

Фото: пресс-служба полномочного представителя президента РФ в ДФО

Бизнес

Когда полетят «Байкалы»? Производство нового легкого самолета в Комсомольске-на-Амуре оказалось под вопросом

Самолет ЛМС-901 «Байкал» и его запуск в массовое производство — один самых ожидаемых и «раскрученных» на Дальнем Востоке проектов в сфере отечественной авиации. Однако к концу 2023 года его реализация оказалась на грани срыва — стоимость самолета с октября выросла почти вдвое, а комплекс по сборке в Комсомольске-на-Амуре все никак не могут начать строить. Между тем, на ЛМС-901 сильно рассчитывают в «Авроре», а срыв производства может привести к коллапсу малой авиации в России.

Самолет «Байкал»: не летит, но скачет?

Самолет «Байкал» стал главным «авиационным» инфоповодом осени на Дальнем Востоке, но не от хорошей жизни. 22 ноября глава Минвостокразвития Алексей Чекунков на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ рассказал, что базовая стоимость нового легкого самолета «будет несколько выше 200 млн». Это уже второе подорожание производства с начала октября, когда полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев объявил, что каждый «Байкал» обойдется заказчикам минимум в 178 миллионов рублей.

При этом с самого запуска проекта в 2019 году цена не менялась и составляла 120 миллионов. Таким образом, за несколько месяцев производство ЛМС-901 подорожало почти на 70%. И это, вероятно, не предел, поскольку сборка самолетов все еще не началась, да и заменить санкционный чешский двигатель на отечественный аналог все еще не удалось.

Тревожным звоночком для будущего «Байкалов» можно считать и смену настроений в правительстве России. Так, впервые о росте стоимости их производства стало известно в июле. Тогда полпред Трутнев был этим крайне недоволен.

— Мы поддерживали строительство самолета «Байкал», но в процессе он почему-то начал расти в цене. Я попросил Минпромторг вместе с Минтрансом и лизинговой компанией разобраться, почему так происходит, — заявил Трутнев.

На расследование он отрядил чиновникам две недели, но о его результатах ничего неизвестно до сих пор. Зато уже 16 августа к вопросу подключился сам премьер-министр Михаил Мишустин, который получил Минпромторгу, Минтрансу, Минфину и Минвостокразвития представить предложения о снижении стоимости производства самолетов до 25 сентября.

Но прорывные идеи вновь так и остались в столе главы кабмина. 5 октября Трутнев признал окончательное поражение и заявил, что базовая стоимость одного «Байкала» выросла до 178 миллионов рублей. Скачки цен сильно расстроили вице-премьера.

— У нас, к сожалению, начала, как это иногда принято, скачкообразно расти цена, что начало вызывать риски, собственно, реализации программы строительства самолёта. 178 миллионов — базовая стоимость, но там ещё насчитали 117 за различное дополнительное оборудование, — жаловался полпред.

Оговорка про базовую стоимость неслучайна. Дело в том, что в «различное дополнительное оборудование» входят и автопилот, и другие важнейшие функции будущего самолета. Это значит, что фактически ЛМС-901 в его полной комплектации уже в октябре стоил без малого 300 миллионов рублей за штуку. Но и это, как оказалось, был не предел.

О подорожании базовой сборки самолета до 200+ миллионов министр Чекунков сообщал уже довольно буднично. И даже оптимистично, заверив, что благодаря удлинению периода лизинга «Байкалов» их эффективность для единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» останется прежней. Полпред Трутнев больную тему на этот раз комментировать не стал.

Давненько не вспоминают про ЛМС-901 и в «Авроре», хотя на новый малый самолет там делают большую ставку. Так, на Дальневосточном экономическом форуме во Владивостоке 11 сентября компания договорилась с «Государственной транспортной лизинговой компанией» и «Уральским заводом гражданской авиации» (УЗГА) о поставке 95 (!) легкомоторных самолетов «Байкал». На совещании в начале октября полпред Трутнев говорил, что авиакомпании нужно даже больше — 105 машин.

Однако договор о поставках пока не имеет какой-либо силы и существует лишь в статусе «соглашения о намерениях». Виртуальным остается и сам самолет, его двигатель и даже заводы по сборке. Заводы — потому что строить «Байкал» хотят одновременно на Урале, в Комсомольске-на-Амуре, в Казахстане и даже в Беларуси, о чем уже успел заявить посол страны в России Дмитрий Крутой. В общем, сплошная путаница, но разобраться не сложно — не строят новый ЛМС-901 пока вообще нигде.

Первая и главная сложность — двигатель. Свой первый полет «Байкал» совершил еще 30 января 2022 года. Испытания прошли успешно, но уже через месяц потеряли всякий смысл — из-за начала спецоперации в Украине и вала западных санкций серийное производство ЛМС-901 с американским двигателем General Electric H80-100 было невозможным если не экономически, то как минимум политически.

Только в апреле 2023-го главный конструктор Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) Сергей Вакушин назвал дату тестового полета «Байкала» с отечественным двигателем ВК-800СМ — он должен состояться не раньше третьего квартала 2024 года. Тогда же он может пройти сертификацию, что позволит начать его установку в новые легкие самолеты. Любопытно, что премьер Мишустин при этом говорил о возможности сертификации самих «Байкалов» еще до конца 2023 года — видимо, без двигателей.

О том, как продвигается производство ВК-800СМ, неизвестно. Последние новости о нем появлялись еще в апреле 2023-го — тогда главный конструктор двигателя Илья Медведев рассказывал, что результаты испытаний «превосходят все ожидания». Серийная сборка самолетов, правда, была предусмотрительно перенесена на 2025 год, хотя в самом начале проекта она планировалась на первую половину 2022-го.

То ли птица, то ли самолет

Иронично, что изначально ЛМС-901 пришел на смену другому самолету, цельнокомпозитному ТВС-2ДТС, который на тот момент был уже почти готов к запуску серийного производства. Но летом 2019 года Минпромторг отказался от проекта из-за его стоимости, которая оценивалась в 135-180 миллионов рублей.

Не нравилась властям и зависимость ТВС-2ДТС от импортных комплектующих. И хотя ЛМС-901 тоже изначально собирался из иностранного оборудования, проектом был предусмотрен дальнейший переход на отечественные аналоги.

Это, вкупе с легкостью машины, стало решающим аргументом для Минпромторга. Победителем конкурса стало ООО «Байкал-инжиниринг», дочернее предприятие Уральского завода гражданской авиации. Предполагается, что новый самолет будет способен перевозить до девяти пассажиров, развивать крейсерскую скорость до 300 километров в час, а максимальная дальность полета составит 3000 километров, а с полезной нагрузкой две тонны — 1500 километров. Всего предусмотрено три типа комплектации — для коммерческих перевозок, нужд авиалесоохраны и для санитарной авиации. Собственно, первые пять самолетов, обещанные «Авроре», пассажиров возить не смогут.

«Байкал» призван заменить легендарный Ан-2. «Кукурузник» морально устарел, а оставшиеся в эксплуатации самолеты все тяжелее поддерживать в нормативном состоянии. Между тем, с советских времен потребность в самолете, неприхотливом к грунту и сложным погодным условиям, меньше не стала. Особенно на Дальнем Востоке, где до многих районов до сих пор можно добраться только по воздуху.

Именно для этих целей в 2021 году и была создана «Аврора» — единая дальневосточная авиакомпания поглотила пять региональных государственных авиаперевозчиков, включая «Хабаровские авиалинии». Но уже в 2022-м на фоне санкций она столкнулась с нехваткой самолетов, и вопрос об импортозамещении потерянных самолетов и комплектующих встал особенно остро.

Собственно, в первую очередь интересами «Авроры» полпред Трутнев и руководствуется, продвигая разработку «Байкалов» и пытаясь сделать ее подешевле. Не без влияния вице-премьера одну из производственных площадок в итоге перенесли в Хабаровский край. Для этого здесь даже решили с нуля построить сборочный цех, хотя в Бурятии, претендовавшей на участие в проекте, вся необходимая инфраструктура уже имелась.

В Комсомольске-на-Амуре же планируется построить производственные мощности с нуля. «Третий авиазавод», как его уже успели окрестить в СМИ, должен появиться между заводом «Региональные самолеты» компании «Яковлев» (бывший «Иркут») и авиазаводом им. Ю. А. Гагарина. Рядом — аэродром «Дземги», где планируется обкатывать будущие «Байкалы». О строительстве впервые заговорили в 2021 году, но оно, судя по всему, до сих пор не началось.

«До конца этого года мы приступаем к строительству инфраструктуры. Уже определен земельный участок для размещения завода, расширена ТОР для применения дальневосточных преференций, а значит, инвестор их получит. Но, конечно, никто не пытается сейчас построить в Комсомольске-на-Амуре авиастроительное объединение. Вы знаете, у города достаточно широкий профиль, там выпускается современная продукция и в гражданском, и не в гражданском секторах», — рассказывал полпред Трутнев в сентябре 2023-го.

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики действительно объявила торги на строительство сборочного цеха. Торги с начальной стоимостью контракта в 2,2 миллиарда рублей начались 1-го и закончились 25 сентября, но контракт так и не был опубликован. Информации о победителях тоже нет, так что конкурс, по всей видимости, не состоялся.

При этом основное производство на Урале тоже построили не с первой попытки — строить четвертый корпус для производственного комплекса «Уральского завода гражданской авиации» за 1,18 миллиарда никто не захотел, и сумму пришлось округлять до 1,2 миллиарда.

Смешно, но доказывать отсутствие прогресса по проекту в Город юности приезжал сам лидер Северной Кореи. В середине сентября Ким Чен Ын вместе с губернатором Хабаровского края Михаилом Дегтяревым и министром промышленности Денисом Мантуровым прогуливался по авиазаводским мощностям Комсомольска. Великому маршалу показали и импортозамещенный Superjet-100, и даже секретные и стратегические Су-35 и Су-57. А вот «Байкалы» не показали — и даже не упомянули.

Со временем амбициозный проект исчез из официальной повестки в принципе.

Из сердца вон

Сначала краевые власти крайне амбициозно смотрели на проект. В октябре 2021 года губернатор Михаил Дегтярев настраивался на запуск серийного производства уже в 2024-м.

— Мы не останавливаемся на достигнутом, а приумножаем его. И не боимся при поддержке федерального центра браться за решение самых сложных вопросов, — говорил глава региона.

Без малого год спустя появились конкретные цифры: 105 самолетов за четыре года. А вот ориентировочное количество специалистов упало больше, чем в два раза — с первоначальных 200 до 90. Впрочем, губернатор все равно оставался оптимистичен и уверен в будущем проекта.

— Надо, во-первых, возвести завод. Начинаем строить его весной (2023 года — прим. авт). По финансам решили, утрясли вопросы с заказом. И здесь спасибо президенту Владимиру Путину – он лично этот проект одобрил и курирует, и Юрию Трутневу, который волевым решением всех собрал и сказал: «Сколько мы будем их заказывать?» Наконец-то всё посчитали, взяли на себя обязательства и вышли на цифру 105 самолетов только для Дальнего Востока. Это и пассажирское исполнение, и авиалесоохрана, и санавиация. Вы сами понимаете, Ан-2 все на ладан дышат, — рассказывал Михаил Дегтярев.

Завод весной 2023-го строить так и не начали, но это не помешало заключению на ВЭФ в сентябре того же года сразу нескольких сделок, связанных с «Байкалом».

Помимо «соглашения о намерениях», подписанного «Авророй», «Уральским заводом гражданской авиации» и лизинговой компанией, появился на свет еще один меморандум — на этот раз о взаимопонимании. По сути власти региона и менеджмент «Авроры» договорились, что 17 из 105 самолетов, которые планируется произвести в Хабаровском крае, достанутся единой дальневосточной авиакомпании.

К тому времени прошло уже четыре года со старта разработки ЛМС-901 и два — с принятия решения о дислокации производства, но у самолета все еще не было мотора, а у сборочного цеха в Хабаровском крае — подрядчика. Но это не мешало чиновникам делить виртуальные самолеты.

Идиллию нарушил тот самый «скачкообразный рост», так разозливший полпреда Трутнева. После второго скачка, до 200 миллионов в эконом-варианте, о «Байкалах» перестал говорить не только полпред.

В ноябре губернатор Дегтярев выступал сразу с двумя большими докладами о достижениях региона — на ВДНХ в рамках выставки «Россия» и перед Советом Федерации. В обоих случаях планы по производству «Байкалов» там не упоминались совсем, хотя авиации посвящались отдельные блоки.

С сентября власти Хабаровского края вообще официально никак не возвращались к «Байкалам». Накопивший целую теоретическую флотилию из ЛМС-901 гендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик даже переключил свое внимание на еще более многострадальный проект — среднемагистральный МС-21 от «Яковлева», которые пообещали наконец доделать к 2027 году. Но в случае с «Байкалами» перестали даже обещать, что и настораживает.

При этом утверждать, что краевые власти попросту предпочли забыть (или замолчать) о затянувшемся производстве «Байкалов», не совсем корректно. Участие правительства региона в самом процессе, судя по всему, свелось к одному простому шагу — выделению участка в границах ТОР. Строительство же самого завода находится в полномочиях Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), сообщила «Дальневосточному обозрению» первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Мария Авилова.

— Технология предусмотрена таким образом, что строительством завода занимается Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Поэтому вся задача, которая стояла перед правительством Хабаровского края, — только подобрать возможную площадку. На сегодняшний день такая площадка определена в зоне действия двух авиационных заводов в Комсомольске-на-Амуре. Компания «Спецавиатехника», которая выступает представителем «УЗГА» на сегодняшний день является резидентом территории опережающего развития, и всеми вопросами по строительству производственных цехов занимается непосредственно КРДВ, — сообщила Мария Авилова.

Комментировать причины и последствия повышения базовой цены самолетов собеседница отказалась. По словам первого заместителя председателя регионального правительства, край хоть частично и контролирует процесс создания производственный мощностей, основными игроками все же является два федеральных министерства — Минпромторг и Минвостокразвития.

А что касается сроков запуска производства и передачи машин — пока они официально не изменялись

— Все зависит от того, насколько быстро наверстает график Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики с точки зрения создания производственных мощностей. Пока сроки никто не менял. Все, что было установлено соглашением, пока остается, в соответствии с поручением президента Российской Федерации, — заявила Мария Авилова.

В этих стремительно меняющихся условиях все же нашлось, хочется верить, место для стабильности.

— По Хабаровскому краю базовая стоимость зафиксирована, потому что мы работаем вместе с Государственной лизинговой корпорацией. Поэтому в отношении именно первых самолетов, которые будут приобретать в Хабаровский край, стоимость остается ровно та, которая была изначально, — сообщила первый зампред, не ответив на вопрос, о какой именно фиксированной сумме идет речь.

Новый фаворит: Sukhoi Superjet 100

Справедливости ради, позабыть про «Байкал» региональным властям было не сложно на фоне успехов другого импортозамещенного самолета со сложной судьбой — Sukhoi Superjet 100. Его производят как раз в цехах «Яковлева» в Комсомольске-на-Амуре, и уже весной сообщалось не о виртуальных, а вполне реальных созданных производством 150 рабочих местах.

Тогда же стало известно, что в Городе юности будут собирать по 20 лайнеров в год, причем первые два — уже до конца 2023-го. В августе и сентябре «Суперджет» совершил первые полеты над Комсомольском и произвел фурор; на радостях в промышленной столице Хабаровского края решили производить еще и двери к новому самолету.

«Сухой» стал гвоздем программы и на VI Общероссийском конгрессе инженеров, который открылся в Комсомольске-на-Амуре в середине октября. На этой площадке главный конструктор самолета Кирилл Кузнецов впервые рассказал об успешных испытаниях отечественного двигателя в «полевых» условиях.

Тогда же он намекнул, что такой успех вовсе не гарантирован «Байкалу», который тоже рискнул с созданием отечественного двигателя с нуля параллельно с разработкой самолета.

— Создание одновременно и самолета, и двигателя — это второй беспрецедентный шаг в рамках программы. Самолет всегда создается на базе существующего двигателя. Здесь были приняты решения о том, что мы будем создавать эти продукты одновременно и вводить их в эксплуатацию одновременно, — рассказал Кузнецов.

Так один «хабаровский» самолет канул в Лету, а другой занял его место в части продвижения регионального имиджа. Уже в ноябре в интервью «России 24» Михаил Дегтярев заявил, что «наше авиастроение развивается ударными темпами». «Суперджет» он упомянул отдельно — особой гордостью для губернатора является тот факт, что конечная сборка новых среднемагистральных самолетов производится в Комсомольске-на-Амуре, куда свозят запчасти с заводов по всей стране.

Самолет «Байкал»: быть или не быть?

Между тем, от успехов «Суперджета» потребность Хабаровского края в «Байкалах» не стала меньше. Так, небольшие самолеты были на службе еще у «Хабавиа», а затем перешли в парк «Авроры». Наличие «кукурузников» кажется важным для связи с территориями, где нет обустроенных аэродромов — а таких в регионе большинство.

О «развале» малой авиации в Хабаровском крае говорили еще более десяти лет назад. В 2017 году аналог «Байкалов» в регионе хотел начать собирать еще губернатор Вячеслав Шпорт. Уже тогда он отмечал, что парк изношен на 80%.

Между тем, эксперты не уверены, что ЛМС-901 смогут заменить Ан-2 даже в случае, если все-таки увидят свет.

— Надо признать, что самолет «Байкал» никогда не станет альтернативой «кукурузнику». Мы уже сейчас видим, что характеристики «Байкала» позволят лишь частично заменить своего предшественника. Поэтому самолет-труженик Ан-2 с нами еще на долгие годы, — считает глава авиационного альянса «Аэрохимфлот» Клим Галиуллин.

При этом за неимением других альтернатив другие участники рынка уверены в пользе «Байкала» и добавляют, что «самолет нужен был еще вчера».

— Новый самолет, который будет похож на Ан-2, только новый, очень нужен — с нашими российскими просторами и низкой плотностью населения. Ан-2, конечно, летать еще может, но он морально устарел. Цена высокая, когда ее сравнивают как раз с Ан-2, но как сравнивать новый и старый самолет? Нужна нормальная система субсидирования лизинговых ставок, а не снижение цены, — говорит главред «Авиа.Ру» Роман Гусаров.

В то же время для новых легких самолетов пока попросту нет пилотов, отмечают специалисты.

— Большая проблема [сейчас] с пилотами на самолеты Ан-2, и такая же ожидается по пилотам для самолетов «Байкал». Училища прекратили выпуск пилотов для Ан-2 в 2012 году. Если в летных училищах гражданской авиации не будет самолетов «Байкал» и не будет подготовки пилотов, то возникает резонный вопрос: а где брать пилотов на самолет «Байкал», — отмечает генеральный директор Нарьян-Марского объединенного авиаотряда Валерий Остапчук.

Ну а пока новый самолет никуда так и не долетел, Ан-2 и другие ветераны советской авиации продолжают «нести вахту». И другой малой авиации в России, увы, пока не наблюдается.

— Нами подготовлен и частично реализован первый этап комплексного плана мероприятий по ремонту, повышению эффективности, экономичности и безопасности самолетов Ан-2, Ми-2, Ка-26, Ан-3 и других на местах в условиях эксплуатанта. Это очень удобно и выгодно для вас. У нас имеются разработки по модернизации самолета Ан-2 в «Арктическом» и двухдвигательном варианте «Русская Арктика, – рассказал директор НП «Росавиацентр», председатель Ассоциации полярников Владимир Скоропупов.

Промышленный переворот: крылья, двери, колеса

Международный терминал хабаровского аэропорта на финишной прямой. Главное

 

Алексей Петров

Фото: сайт правительства Хабаровского края

Аналитика

Развитие Большого Уссурийского: попытка номер пять

Развитие Большого Уссурийского вышло на новую стадию. 7 ноября Кремль опубликовал перечень поручений президента Владимира Путина по развитию Дальнего Востока, и одно из них коснулось создания на острове пункта пропуска с Китаем. Теперь Хабаровский край максимально приблизился к осуществлению проекта, но радоваться пока рано.

Развитие Большого Уссурийского: новая надежда

В первую очередь стоит понимать, что принципиального решения о строительства погранпункта на Большом Уссурийском острове Путин не принимал. Задача — «рассмотреть вопросы о строительстве» и отчитаться до 15 марта 2024 года.

Ответственными за ее выполнение назначены полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев и почему-то глава Забайкалья Александр Осипов. Участие в проекте последнего, вероятно, как-то связано с забайкальским островом Аргунь, который был передан Китаю вместе с половиной Большого Уссурийского и островом Тарабаров.

— Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Забайкальского и Хабаровского краев рассмотреть вопросы: …о строительстве в 2025–2026 годах автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Большой Уссурийский в Хабаровском крае, — дословно говорится в поручении президента от 7 ноября.

Тем не менее, официальное решение главы государства по проекту даже в такой абстрактной форме — большой прорыв для Хабаровского края, где разговорам о погранпункте на Большом Уссурийском скоро исполнится двадцать лет — решение о разделе острова с Китаем было принято еще в далеком 2004-м году. И если дело вновь не застрянет на этапе обещаний и поручений, то есть шанс, что переход успеют достроить к другому юбилею — в 2028-м стукнет ровно два десятилетия с тех пор, как остров официально поделили.

Развитие Большого Уссурийского: мнения

Пока главным оптимистом по будущему проекта остается полпред Трутнев. Его поручение президента застало как раз в Хабаровске, где он проводил заседание совета глав ДФО. Вопрос строительства погранперехода и сопутствующей инфраструктуры обсудили со всеми причастными уже 10 ноября.

— Сегодня мы по сути дела провели первое общее совещание, посвященное выработке единой позиции. Я очень надеюсь, что Владимир Владимирович поддержит эти предложения. Если он их поддержит, то, скажу честно, у нас есть некоторая «домашняя заготовка» с Алексеем Олеговичем [Чекунковым], чтобы собрать финансирование этого проекта. Я думаю, что мы с этим справимся, чтобы в течение предстоящего 2024 года полным ходом шло, а лучше было осуществлено проектирование, и с 2025 года начинать строительство, — заявил Трутнев журналистам.

Глава Минвостокразвития на том же брифинге добавил, что планируемый объем грузов в первый год работы пункта пропуска — 700 тысяч тонн, а ожидаемый поток пассажиров — 700 тысяч человек. К 2030 году эти цифры должны вырасти вдвое.

Для развития Большого Уссурийского по обе стороны от границы власти даже готовы договориться с Китаем о создании одной из первых в России международных территорий опережающего развития (ТОР). Пока такой экономический режим не предусмотрен даже законом, но Алексей Чекунков обещает, что «в ближайшее время» проект внесут в Госдуму.

Любопытно, что еще до поручения президента губернатор Михаил Дегтярев объявил о проектировании дороги к будущему погранпереходу. Тогда еще не шло речи о «консолидированной позиции» по вопросу строительства, про которую на брифинге 10 ноября объявил полпред Трутнев.

«Край в инициативном порядке запроектировал дорогу. Не хватает 4 км. Начинаем строительство весной. И по плану завершим в 2026 году. Также сооружаем на Хабаровском судостроительном заводе земснаряд, который будет участвовать в строительстве»

— рассказывал Михаил Дегтярев на Восточном экономическом форуме 11 сентября 2023 года.
Тогда же он сообщил и о втором инвесторе, который планирует построить «туристическую инфраструктуру» на российской части острова. И называл еще более амбициозную цифру по туристам — миллион человек уже со второго года работы пункта пропуска.

Тезисно ситуация со строительством погранперехода на острове Большой Уссурийский к ноябрю 2023 года следующая: дорогу до пункта пропуска должны начать строить в марте 2024-го, тогда же планируется защитить проект погранперехода перед Владимиром Путиным, запроектировать еще к 2025-му и закончить к 2026-му. На бумаге все предельно впечатляюще.

Остров невезения

А на деле относиться к этим срокам стоит как минимум с осторожностью. В том же выступлении на ВЭФ Михаил Дегтярев признавал, что с 2013 года было подготовлено уже четыре разных концепции развития Большого Уссурийского, но ни одна из них не была реализована. Получается, нынешняя попытка покорить остров будет уже пятой.

При этом о «целесообразности создания на острове совместной торговой зоны» губернатор Виктор Ишаев говорил еще в 2008 году. Три года спустя он, уже как полпред президента в ДФО, раскритикует своего сменщика в Хабаровском крае Вячеслава Шпорта за нерасторопность в строительстве моста, который связал бы Большой Уссурийский со столицей региона.

Ишаева не устроило, что китайцы уже вовсю застраивают свою половину, а на отечественной стороне, что называется, конь не валялся. Тогда же он намекнул, что если так пойдет и дальше, то Россия может потерять весь остров.

— Досадно, что те позиции, которые завоевывались годами, чтобы на острове было равноправное и взаимовыгодное партнерство двух государств, могут быть потеряны, — говорил экс-губернатор и полпред.

Интересно, что еще в 2010 году Ишаев критиковал идею строительства моста и называл «смешной» и «непрофессиональной» идею о том, что появление инфраструктуры приведет к экономическому росту края.

— Они (Китай — прим. авт.) строят мост, чтобы остров у Хабаровска использовать как транзит, и подталкивают российскую сторону к строительству моста. Что мы будем возить по этому мосту? Нам возить нечего. Стоит ли нам быть просто транзитной территорией? Я думаю, что этого не надо делать,- говорил Ишаев.

Тогда политологи объясняли смену настроений полпреда конфликтом с преемником на посту хабаровского губернатора. Тот, в свою очередь, активно продвигал концепцию всестороннего развития острова, в которой сначала возникли погранпереход и гидрозащитные сооружения — проблему подтопляемости Большого Уссурийского, к слову, не удалось решить до сих пор.

В 2014-м Шпорт впервые предложил создать на острове ТОР и ввести безвизовый режим. В разное время предлагались строительство ипподрома, аквапарка и торгового центра.

Весь этот «Диснейленд» упирался в две фундаментальные проблемы — нехватку финансирования и бюрократию. В 2016 году край просил у федерального центра 37 миллиардов рублей, которыми бюджет попросту не располагал. При этом сразу несколько федеральных ведомств наотрез отказывались от идеи грузопассажирского погранперехода из-за подтопляемости острова. Последнюю проблему можно было бы решить берегоукреплением, но все снова упиралось в нехватку финансов.

Замкнутый круг не удалось разорвать и губернатору Сергею Фургалу. В 2019 году он тоже предлагал включить остров в ТОР, а вместо создания индустрии развлечений хотел возродить на Большом Уссурийском колхоз «Заря». Все это, как и прежде, так и осталось на уровне идей. «Мост Шпорта» за 4,5 миллиарда рублей продолжал упираться в пустой и заброшенный остров.

В феврале 2021 года с предложением о возвращении к строительству погранперехода к президенту обратился уже губернатор Михаил Дегтярев. Тот идею поддержал, но попросил подготовить проект. Которого нет до сих пор, но появились хоть какие-то официальные сроки. В очередной раз «сверять часы» по проекту можно будет уже 15 марта 2024 года, гласит поручение президента от 7 ноября.

Как достать соседа: развитие Большого Уссурийского

Китайцы, между тем, давно уже готовы к открытию пункта пропуска. В 2015 году посол страны в Хабаровске Су Фанцю рассказывал, что власти России не отвечают на официальный запрос КНР о строительстве погранперехода. И пока хабаровские губернаторы боролись с федеральным центром и друг с другом, Поднебесная активно застраивала свою половину.

Уже в 2014-м году на китайской стороне появилась 81-метровая пагода, парк водно-болотных угодий с плантациями лотосов, затем — ботанический сад и зоопарк.В 2023-м в Китае сообщали о том, что их сторону Большого Уссурийского за первые полгода посетили 800 тысяч человек. В августе 2023 года случился скандал — власти КНР выпустили карты, на которых уже весь остров был отмечен как территория Китая. Но российский МИД воздержался от официальных претензий к соседу, а те, в свою очередь, не стали приносить извинений.

Китай начал работы по строительству погранперехода на Большом Уссурийском

Так история внезапно рассудила хабаровских губернаторов, и слова Виктора Ишаева кажутся пророческими — и про мост, неспособный изменить экономическую ситуацию в регионе, и про потерю равенства между Россией и Китаем на Большом Уссурийском.

К 2023 году диспозиция на российской стороне острова остается прежней — Дегтяреву и Трутневу предстоит убедить федеральный центр в в строительстве именно грузопассажирского перехода, значение которого для дальневосточной экономики в контексте западных санкций и «разворота на восток» возросло еще больше — одними туристами сыт не будешь.

На этот раз, впрочем, губернатор и полпред действуют в единой связке, а поручение президента дает надежду на хэппи-энд в Большой Уссурийской саге. В очередной раз.

«Обход Хабаровска». Как стройка века времен одного губернатора превратилась в «гирю для бюджета» при другом?

Алексей Петров

Политика

Трутнев приехал в Хабаровск: подробности визита в 2023

На минувшей неделе Хабаровск с двухдневным рабочим визитом посетил заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. За это время он оценил ход строительства международного пассажирского терминала в краевой столице, встретился с инвесторами и провел заседание совета глав дальневосточных регионов. Подробно разбираем деловой маршрут полпреда президента в ДФО.

Юрий Трутнев приехал в Хабаровск: о совете на Красной речке

8 ноября в Хабаровске состоялось заседание совета глав дальневосточных регионов, но не в Доме официальных приемов, как это обычно бывает. В этом году губернатор Хабаровского края пригласил дорогих гостей в резиденцию в селе Краснореченском. Меры предосторожности были на высшем уровне — поначалу автора этой статьи даже не хотели впускать, но эта неурядица была оперативно улажена.

За 15 театральных минут до начала официальной части совещания губернаторы и руководители органов исполнительной власти распределились в небольшие группки по интересам и в неформальной обстановке говорили о своем, управленческом. Особенно приподнятым настроением в этот день выделялся глава Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн, который, кстати, не так давно влился во внешнеполитическую повестку, предложив принять на территории ЕАО беженцев с обеих сторон палестино-израильского конфликта.

Прежде чем открыть заседание совета ДФО Юрий Трутнев выделил несколько минут, чтобы вручить благодарность президента России хозяину мероприятия Михаилу Дегтяреву. Также почетных грамот из рук полпреда удостоились главы Приморского края и республики Бурятия за победу в конкурсе экспозиций на «Улице Дальнего Востока» на ВЭФ-2023.

Космическая одиссея: как уголовное дело вокруг строительства космодрома Восточный повлияло на Хабаровский край

На повестку совета округа были вынесены следующие темы: прохождение регионами осенне-зимнего периода, восстановление подшефных территорий в ДНР, совершенствование механизмов ТОР и стратегическое развитие пограничной инфраструктуры с Китаем.

В рамках первого вопроса Юрий Трутнев поручил каждому руководителю взять наступление отопительного сезона под личный контроль. Отдельно Юрий Трутнев обратил внимание губернаторов на высокую степень износа объектов коммунальной инфраструктуры, что закономерно ведет к тепловым потерям. В связи с этим главам поручено провести модернизацию сетей ЖКХ. В целом степень вхождения регионов в осенне-зимний период полпред президента оценил высоко. Из 11 субъектов 8 готовы к отопительному сезону полностью, Хабаровский край в их числе.

Помимо руководителей дальневосточных регионов в заседании совета округа принял участие глава Донецкой народной республики Денис Пушилин, с которым участники обсудили дальнейший ход работ по восстановлению социальной инфраструктуры, разрушенной в результате боевых действий. По итогам совещания участники заседания определили ряд приоритетных направлений работы. Так, на 2024 год запланированы возведение и ремонт 256 объектов капитального строительства. На следующий день глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в своем телеграм-канале (18+) опубликовал пост, в котором привел слова Пушилина о том, что он чувствует себя частью команды Дальнего Востока.

Международный терминал аэропорта в Хабаровске

В рамках рабочей поездки полпред президента в ДФО осмотрел будущий международный пассажирский терминал хабаровского аэропорта, который уже более двух лет находится на стадии строительства. Напомним, начало строительным работам было положено в сентябре 2021 года, ожидалось, что возведение объекта удастся завершить в 2023 году, но в апреле сроки были продлены на два года — до I квартала 2025. По официальной версии, из-за санкций и долгоиграющих последствий пандемии COVID-19. Объем инвестиций также со временем вырос почти на четверть — с 4,8 млрд до 6,1 млрд рублей.
Терминал строится на льготных условиях на площадке ТОР «Хабаровск», резидентом которой является дочерняя компания АО «Хабаровский аэропорт», ответственная за проект. А это значит: федеральное софинансирование, налоговые преференции и административная поддержка. Площадь объекта, по последним подсчетам, составит 20,5 тысячи кв. м, что позволит обслуживать до 1 млн пассажиров в год или 600 человек в час.

Международный терминал хабаровского аэропорта на финишной прямой. Главное

Судя по записям в социальных сетях полпреда, впечатления от темпов реализации проекта у него остались положительные. Иронично было подмечено, в какой непростой политической обстановке строится международный терминал, когда международные отношения находятся, наверное, в самом депрессивном состоянии за последние годы. И все же, жить надо не сегодняшним днем, а завтрашним, говорит Юрий Трутнев, отмечая, что Россия продолжит развивать сотрудничество между государствами, и терминал будет загружен.

— Все решения приняты, и несмотря на санкции и другие факторы, проект будет реализован — сказал Юрий Трутнев.

Если речь зашла о международном сотрудничестве, то в текущих геополитических условиях под этим выражением принято понимать в первую очередь страны Азии. Подтверждением этой уже аксиомы стали слова гендиректора АО «Международный авиатерминал Хабаровск» Юрия Кондратчика.

— Запущен процесс переориентации экономических приоритетов страны на Восток, расширяется сотрудничество России с дружественными странами АТР. Поэтому строительство нового терминала не прекращалось несмотря на пандемию, санкционные сложности. Тем более, мы уже видим постепенное восстановление международного авиасообщения, — прокомментировал гендиректор компании.

Свои беспилотники для СВО

Также полпред президента совместно с губернатором Михаилом Дегтяревым и главой Минвостокразвития Алексеем Чекунковым посетили компанию ООО «Аэро-ХИТ», занимающуюся производством беспилотных летательных аппаратов, и которая в свою очередь также является резидентом ТОР «Хабаровск».

Разработки хабаровских инженеров уже нашли применение в зоне специальной операции, в частности российские бойцы осваивают FPV-дрон «Велес». Параллельно в компании ведутся работы по проектированию нескольких его модификаций. Однако сейчас производственные мощности «Аэро-ХИТ» заметно ограничены по большей части из-за дефицита комплектующих. На сегодняшний день предприятие способно выпускать до 300 беспилотников в месяц. Руководство компании ставит перед собой цель повысить этот показатель до 1000 экземпляров в месяц, но для этого нужно локализировать производство и провести масштабную кампанию по привлечению профильных специалистов, которые также далеко не в избытке.

Но какая локализация без помощи азиатских партнеров? Как пояснили в пресс-службе краевого правительства, «Аэро-ХИТ» ведет переговоры о расширении сотрудничества и промышленно-научного взаимодействия с китайской стороной.

Юрий Трутнев между тем подчеркнул, что производство БПЛА в Хабаровске — не единственное на Дальнем Востоке и местные образцы непременно будут сравниваться с теми, что производятся в других субъектах. Делается это для того, чтобы диверсифицировать линейку поставок и стимулировать здоровую конкуренцию.

— Мы посмотрели весь ряд производимых на Дальнем Востоке беспилотников, сравнивали их с тем, что применяется сегодня на СВО. У «Аэро-ХИТа» одни из наиболее хороших результатов… Мы проанализировали несколько характеристик — это вес, устойчивость и цена — у данного предприятия показатели неплохие, но это не значит, что ему некуда двигаться, — сказал полпред президента, подчеркнув, что производство БПЛА нужно полностью перенести в Хабаровск.

Позже делегация нанесла визит еще одному производителю беспилотных летательных аппаратов — ООО «ХабИнноТех». Предприятие молодое, однако его продукция уже применяется на полях сражений в зоне СВО. Сейчас прорабатывается вопрос о включении компании в список резидентов ТОР «Патриотическая», что позволит, используя меры поддержки, расширить ассортимент БПЛА, в том числе для гражданских целей, а также нарастить штат сотрудников.

Когда достроят «Хехцир»?

От военной тематики возвращаемся к социальной. В рамках рабочего визита в Хабаровск Юрий Трутнев с губернатором Дегтяревым оценили степень готовности спортивно-туристического комплекса «Хехцир».

К концу подходит I этап проекта: построены основные объекты СТК, в частности канатная дорога, линия ЛЭП, до 50 метров очищены горнолыжные трассы, подготовлена площадка для парковки автомобилей, и это далеко не весь список проделанных работ. На строительство объекта инвестором АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» направлено более 1 млрд рублей. В полную силу «Хехцир» должен заработать к концу 2028 года, пропускная способность составит 200 тысяч человек в год.

Пять социальных флагманов: масштабные проекты, которые ждут жители Хабаровского края

До конца текущего года Ростехнадзор должен провести итоговую проверку кресельной канатной дороги. В случае вынесения положительного заключения будет выдано разрешение на регистрацию и ввод объекта в эксплуатацию.

— Площадку, где создается комплекс «Хехцир», я посещаю первый раз. Если говорить о создании новых спортивно-туристических комплексов, то это перспективное направление. Россияне любят зимний отдых.Это для нас традиция. В то же время кататься надо у себя дома. Развивать туризм в своей стране, создавать современную комфортную туристическую инфраструктуру – важное дело. Если инвесторы есть, природа позволяет, то надо строить, – сказал Юрий Трутнев.

Домашние заготовки по Большому Уссурийскому

На прошлой неделе Владимир Путин поручил правительству доложить о возможности строительства в Хабаровском крае автомобильного пункта пропуска. По окончании заседания совета округа Юрий Трутнев заявил, что доклад президенту уже готов.

Я очень надеюсь, что Владимир Владимирович поддержит предложение правительства. Если он поддержит, то, скажу честно, у нас есть некоторые «домашние заготовки» с Алексеем Олеговичем [Чекунковым], как собрать вместе финансирование этого проекта. Думаю, что мы с этим справимся, так, чтобы в течение предстоящего 2024 года уже полным ходом шло, а лучше просто было осуществлено проектирование, и с 2025 года началось строительство, — заявил Трутнев.

Как уточнил Михаил Дегтярев, в первый год реализации проекта грузопоток, по совместным с китайской стороной подсчетам, должен превысить 700 тысяч тонн, пассажиропоток — 700 тысяч человек. За счет средств краевого бюджета построят подъездную дорогу, проект которой уже прошел государственную экспертизу. Весной 2024 года начнется активный этап реализации проекта.

Большой проект: когда запустят погранпереход посреди Амура?

Максим Алтимов