В начале апреля стало известно, что Сахалинская область сделала еще один шаг на пути к углеродно нейтральному статусу. Крупнейший в России магистральный угольный конвейер протяженностью в 23 км свяжет Солнцевский разрез и морской порт Шахтерск.
Магистральный конвейер — часть концепции Зеленого угольного кластера. Помимо строительства ленты, сокращать углеродный след и выбросы в атмосферу планировалось через создание ветропарка, суммарной мощностью 67,2 МВт, а также производством самосвала на электротяге грузоподъемностью 220 тонн. Вся концепция, в свою очередь, входит в программу региона по достижению углеродной нейтральности к 2025 году.
Как ранее заявлял глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников, Сахалин и Курилы в 2022 году первые в стране разработали и внедрили региональную Климатическую программу.
— С учетом масштабов России мы впервые внедряем в практику создания национального кадастра данные космического мониторинга и результаты пространственного моделирования ключевых характеристик экосистем, — прокомментировал министр.
Кроме того, там выбрали 35 предприятий, которые примут участие в эксперименте. С 2024 по 2028 год для них введены квоты на выбросы. За отведенное время компании смогут совместно сократить их почти на 160 тыс. тонн в СО2-эквиваленте. Это около 2% от уровня 2022 года с учетом планов по росту производства.
Для этого в регионе предпринимается масштабный комплекс мер. Они касаются газификации жилья, строительства новых котельных с минимальным уровнем выбросов, перевода на газ транспорта. Большое внимание уделяется энергосбережению и повышению энергоэффективности в различных отраслях. Параллельно реализуются проекты, которые связаны с поглощением уже образованных парниковых газов.
Все эти меры помогают добиваться положительной динамики в деле борьбы за экологичность острова. Так, согласно исследованиям ВЭБ.РФ (российская государственная корпорация развития) показатель «Качество окружающей среды» на острове по итогам 2023 года достиг рекордных значений и превзошел федеральный норматив более чем на 20%. А в 2024 году регион и вовсе отличился, заняв первую строчку в EGS-рейтинге эффективности в экологической, социальной и управленческих сферах по версии фонда защиты окружающей среды «Экофон».
Экологическая пятилетка
В 2020 году Сахалинская область объявила о планах достичь углеродной нейтральности острова к концу 2025 года. Учитывая санкционное давление и внешнеполитическую обстановку ставка на «зеленое» может не успеть сыграть в 2025-м, однако вопрос о сроках, по нашему мнению, не принципиален. Сахалин был выбран плацдармом для эксперимента не случайно, и как показывают статистические показатели выбор был сделан правильный. Остров удивительным образом объединяет два, казалось бы, противоположных мира: нетронутые «зеленые» ландшафты с их хрупкой экологией и мощную «черную» индустрию, связанную с добычей угля, нефти и газа. Здесь добиться поставленной задачи по углеродной нейтральности гораздо проще, чем в других регионах страны. Программа носит комплексный характер и включает в себя не только направление по добыче «черного золота», но и газификацию жилищно-коммунального хозяйства, развитие новой энергетики, декарбонизацию транспортного сектора, квотирование выбросов предприятий и развитие системы обращения с отходами.
В регионе идет активная газификация. К концу 2024 года ее уровень вырос до 62%. По оценкам экспертов ожидается, что в 2027 году процесс удастся полностью завершить. Реализуются проекты, связанные с поглощением уже образованных парниковых газов, а новые котельные изначально проектируются с минимальным уровнем выбросов. Так, на острове планомерно увеличивают площадь лесных насаждений. К концу 2024 года произошло увеличение на 8 тыс. га.
Активно применяется механизм регулирования выбросов. Речь о квотировании для предприятий на каждый год проведения эксперимента. Квоты установлены для 35 крупных организаций на 2024-2028 годы. Если фактические выбросы ниже установленного лимита, остаток (конвертируемый в единицы выполнения квоты) можно продать другой компании, которая не уложилась в свою квоту. В случае превышения квоты на выбросы парниковых газов компания сможет использовать в зачет углеродные единицы от реализации климатических проектов или единицы выполнения квоты — либо придется выплатить в бюджет 1 тыс. рублей за каждую лишнюю тонну СО₂-экв.
Магистральный угольный конвейер: ставка на «зеленое»
В комплексном подходе к экологическому эксперименту активное участие принимают инвесторы. Благодаря особым режимам и государственным преференциям, крупные компании разрабатывают целые концепции инновационных проектов и активно включаются в процесс законотворчества.
— Важно, что с самого начала бизнес принимает участие в общественных обсуждениях закона и нормативных актов, программы и квот на выбросы. Задача достижения углеродной нейтральности в 2025 году при устойчивом социально-экономическом развитии выполняется коллективными усилиями, причем темп сокращения выбросов предприятиями не превышает 2% за период,- поделился Вячеслав Аленьков, заместитель председателя правительства Сахалинской области, глава делегации островного региона на СОР29.

Среди озвученных проектов: возобновляемые источники энергии — строительство ветропарка, переработка ТКО — строительство мусоросортировочных заводов, и уже упомянутый магистральный угольный конвейер, на котором остановимся подробнее в силу его уникальности. По заявлению министерства инвестиций, промышленности и внешних связей Сахалинской области в реализацию данного проекта инвестором вложено более 22 млрд рублей.
Сооружение представляет собой не столько транспортную магистраль для перевозки угля, сколько логистический комплекс со сложной инфраструктурой.
Работа системы контролируется тысячами датчиков, которые мгновенно выявляют любые отклонения и позволяют устранить их в кратчайшие сроки. В виду сложности проекта сроки сдачи неоднократно сдвигались, однако, похоже, на этот раз строительство объекта все же находится на финишной прямой.
— Механически уже весь конвейер абсолютно собран. Сейчас выполняется донастройка электроники, установка датчиков и их проверка, однако впереди еще много работы, — сообщал в феврале 2024 года подрядчик.
Ввод сооружения в эксплуатацию намечен на 3 квартал 2025 года.
Для электроснабжения объекта задействованы две специально построенные подстанции: «Конвейерная-1» и «Майская», чьей совокупной мощности хватает для того, чтобы полностью питать сооружение.
Помимо своей протяженности проект интересен еще и тем, что отрасль сама по себе достаточно консервативна. В России традиционно привыкли работать с автотранспортом, во многом из-за климатических условий. Все доводы об объективных экономических преимуществах ленты перекрываются сомнениями скептиков в эффективности работы в зимний период и сложности обслуживания, мониторинга неисправностей.
Конвейер закрытого типа позволит доставлять уголь из Солнцевского угольного разреза в морской порт Шахтерск, не прибегая к помощи автотранспорта, с заявленной по проекту максимальной скоростью 5,5 метров в секунду и производительностью до 4000 тонн в час. Предполагается, что запуск сооружения приведет к существенному сокращению расходов на логистику, снижению нагрузки на дорожную сеть региона, а также качественно улучшит экологическую обстановку.
Тем интереснее представляется вопрос о том, почему выбор в конечном счете пал на строительство такого сложного проекта. В 2006-м году обсуждался вопрос строительства железной дороги. Руководство Сахалинской области вело переговоры с ОАО «РЖД» о возможном строительстве железнодорожной линии Ильинск — Углегорск — угольный разрез «Солнцевский», протяженностью 143 км. Было даже подготовлено технико-экономическое обоснование инвестиций на строительство, но сторонам так и не удалось договориться и реализовать задуманное.
По данным информационно-аналитического агентства SeaNews (18+) надземные отрезки конвейера пересекают: 20 водных преград, 33 автодороги, 26 линий электропередач. На монтаж фундамента ушло более 10 тыс. свай, 120 из которых были забиты на глубину 60 метров.
Важно отметить, что использование конвейера — это в первую очередь также и минимизация простоев, ведь в случае штатного функционирования, линия может работать 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Таким образом, с промышленным запуском нового транспортного пути, морской порт Шахтерск планирует выйти на показатель 20 млн тонн перевалки угля в год. Напомним, что в 2023 году при использовании в доставке автотранспорта было отгружено 13,2 млн тонн.
Перспективы экспорта угля
Важность внедрения технологических новшеств, состояние экспорта угля в страны АТР и перспективы развития мы обсудили с доктором экономических наук и ведущим научным сотрудником ДВО РАН Дмитрием Изотовым. Он отметил, что за рынок Китая, Индии и ряда других стран борются поставщики из России, Австралии и Индонезии. Устойчивость спроса на российский уголь напрямую зависит от того, насколько Россия сможет укрепить свои позиции на рынках и найти новых потребителей.
— Существуют факторы, способные существенно скорректировать текущий высокий спрос на российский уголь, который поступает через дальневосточные порты на рынки Китая и Индии – крупных стран-импортеров данной продукции (Малайзия — сравнительно небольшой потребитель импортного угля). Во-первых, высокая конкуренция среди поставщиков угля в АТР, основными из которых являются Австралия и Индонезия. Более того, у Австралии и Индонезии менее протяженное транспортное «плечо» для поставок угля на рынки АТР и Индии по сравнению с российским Дальним Востоком. В Индию также осуществляются поставки угля из африканских стран. Во-вторых, возможность компенсации потребления импортного угля в данных странах другими видами ввозимого из-за рубежа топлива (нефть, сжиженный природный газ и т. д.). В-третьих, ужесточение экологических норм способно снизить в Индии и странах АТР объемы потребления энергетического угля как собственного, так и импортируемого. В-четвертых, санкционные ограничения и тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами, в том числе связанными с трудностью логистики, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и экспорта российского угля на мировой рынок, — рассказал Дмитрий Изотов.
Таким образом, стабильность поставок угля через порты Дальнего Востока сейчас играет стратегическую роль для всей угольной промышленности страны. Задержка очередной партии или недостаточный объем топлива могут привести к тому, что чаша весов склонится в пользу другого партнера. Именно поэтому сейчас важно обеспечивать максимально стабильный цикл добычи и поставки угля в порты.
Больше материалов о бизнесе на Дальнем Востоке читайте в рубрике по ссылке
Максим Паладьев
Фото: Министерство инвестиций, промышленности и внешних связей Сахалинской области
Промышленность Дальнего Востока в 2025 году: цифровизация, инвестиции и новые вызовы
Открыть пути: хабаровский уголь может стать основой разворота на Восток?

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке