В июне целый ряд предприятий страны столкнулся с масштабной проблемой — массовый сбой в работе сервиса «Меркурий» (18+). Это компонент, который входит в состав федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии «ВетИС» (18+). Его используют, чтобы регистрировать результаты ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров. Также через него оформляют ветеринарные сопроводительные документы в электронном виде.
К моменту публикации статьи ситуация с работой подраздела федеральной системы все-таки разрешилась: ресурс приходит в себя. На прошедшей неделе мы узнали у представителей бизнеса, с чем именно им пришлось столкнуться за последние дни.
«Меркурий» — это…

Руководитель сектора цифровизации бизнеса Ассоциации гостеприимства Хабаровского края, управляющий гриль-бара «ШашлыкоFF» Дмитрий Куликов рассказал, что «Меркурий» — это государственная программа, которая помогает им отслеживать всю продукцию животного происхождения: мясо, молоко, рыбу и не только.
— Мы используем программу, чтобы быть уверенными, что все продукты, которые к нам приходят, легальные и безопасные. Мы как бы «гасим» в системе электронные документы на каждую партию товара, подтверждая, что мы ее получили и она соответствует нормам. Это очень важно и для качества наших блюд, и для соблюдения законов, — добавил спикер.

Как отметил представитель крупной рыбоперерабатывающей компании из Приморья Евгений Полуэктов, «Меркурий» представляет собой систему электронных ветеринарных свидетельств, которые требуется оформлять при любом перемещении продукции.
— Каждый этап жизнедеятельности продукции животного происхождения сопровождается ветеринарным свидетельством, — объяснил Евгений Полуэктов. — Когда в 2018 году «Меркурий» ввели, он предполагал, что вся продукция буквально от вылова и до того, как попадает к конечному покупателю, фиксируется объемно. Тысячу тонн рыбы где-то выловили, и она должна быть продана. И если где-то что-то потерялось, то контролирующие структуры это видят и очень легко находят, в каком месте цепочки это произошло.
Внедрить «Меркурий» на предприятии, как обратил внимание Дмитрий Куликов, достаточно просто. Для этого нужно заполнить заявление на создание «площадки» в Россельхознадзоре и предоставление уставных документов. После этого услугу оплачивают, и систему можно использовать. Кроме того, существует формат регистрации удаленно через систему «Цербер».

С 2018 года использование «Меркурия» стало обязательным для всех, кто работает с подконтрольной продукцией. Раньше, как рассказала директор ООО «Компания «Молочный край» в Хабаровске Ольга Ковач, качественное удостоверение в торговле, как правило, мало кто запрашивал.
— Только социальные учреждения требовали и выдавали на партию. Сейчас же нужно отправлять на каждую позицию, — отметила Ольга Ковач. — В начале пути было много вопросов: это и программное обеспечение, и обучение сотрудников, и изучение правил работы, и время для этого нужно было выделить в рабочем процессе. Это все стоило финансовых вложений, интегрирование в программу «1С» было дорогим.
Более того, для некоторых поставщиков переход к оформлению документов в электронном формате стал решением проблемы, связанной с прохождением ветеринарного врача.
— Грубо говоря, мы везем товар по магазинам, у нас машина скоропортящейся продукции, нам сегодня ее нужно развезти. И до того, как мы едем в первый магазин, мы должны заехать к ветврачу и выписать на каждый магазин отдельную форму ветсвидетельства на товар, который поставляем. А мы, зачастую, не знаем, какой товар поставляем, потому что торгуем «с борта» — мы приезжаем в магазин, и у нас продукцию выбирают. И вот как в этой ситуации поступить? Ты должен сначала написать накладную, потом поехать к ветврачу, это очень было все неудобно, — поделился Евгений Полуэктов.
О трудностях на первых порах применения «Меркурия» упомянула Ольга Ковач. За время использования работу уже наладили, но многим, как отметила спикер, это стоило больших проблем.
— Бывает так, что товар клиенту отгрузили, ВСД (ветеринарный сопроводительный документ — прим. ред.) отправили, они погасили его, а при приемке вдруг обнаружили, что чего-то не хватает или пересорт (расхождение между двумя видами одного товара — прим. ред.).
По правилам нужно оформить возвратный ВСД. Но делать это никто не умеет. И возникали проблемы. В итоге товар у нас на складе есть, а ВСД уже нет, и вот таких проблем и случаев очень много, — рассказала директор.
На время в прошлое
Теперь же неудобства предприятий оказались связаны с аварийным режимом, в который систему перевели 18 июня 2025 года. На сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору указывают, что причиной тому послужил сбой, связанный с вирусной кибератакой на инфраструктуру подведомственной службы. Тогда обозначили, что на восстановление штатного режима работы уйдет порядка недели.
25 июня пресс-служба Россельхознадзора сообщила на сайте ведомства, что доступ к веб-интерфейсу «Меркурия» поэтапно открывают. В частности, речь шла о подсистеме «Меркурий.ГВЭ».
«Система продолжит работу в аварийном режиме, доступ пользователям будет предоставляться постепенно по результатам мониторинга роста нагрузки и по мере готовности вспомогательных модулей компонента «Меркурий», обеспечивающих его производительность. На текущий момент пользователям доступны эВСД и записи электронных журналов площадок, созданные или измененные в течение июня 2025. Постепенно журналы будут заполнены всеми, более ранними документами», — отметила пресс-служба в сообщении.
День спустя на сайте федеральной службы анонсировали открытие во всех регионах доступа к «Меркурий.СВХ» (склад временного хранения). По данным на 27 июня, интерфейс подсистемы «Меркурий.ХС» открылся аттестованным специалистам и уполномоченным лицам хозяйствующих субъектов. Кроме того, ранее доступ предоставили и к «Меркурий.ГВЭ» для государственных ветврачей по всей стране.
Логистический Рубикон: как Разворот на Восток подстегнул товарооборот в ДФО
Как сообщили на выходных в тг-канале (18+) ФГИС в области ветеринарии «ВетИС», компонентом которой и является «Меркурий», пользователям стали доступны записи за последние четыре месяца. За предшествующие периоды сведения продолжают загружать.
Незадолго до этого, пока сбой в работе компонента все еще наблюдался, мы побеседовали с несколькими представителями бизнеса, для которых «Меркурий» стал неотъемлемой частью работы.
— Система не работает в обычном режиме, и мы не можем проводить операции с документами, — рассказал Дмитрий Куликов 27 июня. — Нам обещали, что все починят к концу июня, но пока полноценного доступа нет.
За день до этого Ольга Ковач также отметила, что ситуация нештатная — «Меркурий» не работает уже неделю, и когда восстановят доступ на тот момент было неизвестно.
Как подчеркнул Евгений Полуэктов, с такими «вылетами» системы ранее они дела не имели. Наблюдались лишь кратковременные ограничения, в том числе из-за технических работ. Схожее видение выразил и другой наш собеседник.
— Настолько масштабных сбоев, как этот, раньше не было. Бывали, конечно, мелкие неполадки: система могла ненадолго зависнуть или быть недоступной пару часов, максимум день, — отметил Дмитрий Куликов, — но чтобы «Меркурий» полностью не работал так долго и создавал такие серьезные проблемы с поставками — такого еще не было. Это совершенно новая для нас ситуация.
Немного разошлась во мнении со спикерами Ольга Ковач. Она отметила, что предыдущие сбои доступа длились не более 48 часов, однако и тогда убытки наблюдали огромные, поскольку розничные точки товар не принимали, а рекомендаций по действиям не было.
— Москва просыпается, когда мы уже рабочий день закончили, и было так, что товар не продали, а у нас уже выход нового. Все риски только на производителях, отписать вручную ВСД мы физически не можем: с обширным ассортиментом и множеством торговых точек на это не хватит и дня. Поэтому мы как учредители Ассоциации производителей Хабаровского края считаем, что это излишняя нагрузка контрольных органов в выпуске готовой продукции. Да, это оправдано для сырья, животных, кормов. Но при чем тут молочные продукты — непонятно, — пояснила Ольга Ковач.
Однако добавила, что в нынешней ситуации все сработали оперативно, и часть разъяснений по работе совместно с Минпромторгом была выдана.
Интернет или бумага?
Опрошенные нами представители бизнеса сошлись в том, что нынешний сбой сервиса «Меркурий» создал массу трудностей. В частности, из-за возросшего объема бумажной работы, на которую сотрудникам пришлось тратить большое количество времени.
— Вместо удобной электронной системы теперь приходится вручную заполнять и проверять горы бумажных документов. Это очень медленно, и легко ошибиться. Кроме того, это лишняя работа: нашим сотрудникам приходится тратить много времени на бумажную волокиту, вместо того чтобы заниматься основными задачами, — сетует Дмитрий Куликов.
Спикер назвал еще одну проблему — с получением продуктов. Поставщики не могут оформить электронные документы, а они, в свою очередь, не могут их «погасить». Из-за этого, как отметил Дмитрий Куликов, поставки задерживаются или вообще срываются, и нужных ингредиентов для приготовления блюд может не хватать.
Евгений Полуэктов подчеркнул, что трудности бывали и ранее, еще в режиме тестирования и отработки системы. Это, в том числе, ограниченное число ветврачей, попасть к которым разом пытались как рыбопромышленники, так и производители мясных изделий, а также изготовители молочной продукции. Для последних, обратил внимание предприниматель, проблема особенно актуальна — сроки хранения их товаров могут составлять 48 часов.
Несмотря на это, предприниматель отмечает, что последние несколько лет электронные свидетельства выглядят удобнее, поскольку до масштабного сбоя проходить этап с ветврачом не было необходимости.
— Непосредственно на предприятии ответственный человек, технолог, тот, за кем закрепили такую обязанность, имел личный кабинет и самостоятельно выписывал ветсвидетельства. Это было крайне удобно. Плюс, опять же, не от руки — создавались шаблоны определенные. И, понятное дело, в электронной форме гораздо удобнее вносить правки, чем в бумажной. Мы очень сильно к этому привыкли, и когда все поломалось, стало крайне неприятно, — подытожил Евгений Полуэктов.
Еще один нюанс, отмеченный представителем рыбопромышленной компании, — разные мнения контролирующих структур по оформлению документов.
— Ситуация такая: ветврач выписывает ветсвидетельство, а потом инспектор Россельхознадзора проверяет фактическое соответствие продукции тому, что указано в документе. Эти структуры всегда были, скажем так, конкурирующими. У инспекторов Россельхознадзора требования свои, ветеринары тоже ссылаются на законодательство и говорят, что это они заполнять не обязаны, номер и дату качественного удостоверения указывать не обязаны, обратную сторону заполнять не обязаны — а страдает в итоге клиент, — обратил внимание собеседник.
Также Евгений Сергеевич рассказал о еще одной «беде», с которой довелось столкнуться в пятницу. В этот день, как поделился Евгений, на улице стояла аномальная жара, и на одного специалиста приходились сразу десятки машин, груженных скоропортящимися товарами.
Тем временем «Меркурий» постепенно возвращается к привычному режиму — спикер отмечает, что сервис снова работает. И теперь выписанные ветсвидетельства нужно внести в электронную форму. Представитель рыбопромышленной компании выразил надежду, что на случай таких форс-мажоров в дальнейшем создадут резервный сервер, дабы предотвратить еще один возврат к «бумаге».
Другие материалы о бизнесе на Дальнем Востоке читайте в рубрике по ссылке.
Фото: предоставлены спикерами, freepik (18+)
Промышленность Дальнего Востока в 2025 году: цифровизация, инвестиции и новые вызовы

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке