Национальная система маркировки товаров «Честный знак», введенная в 2017 году, создана для борьбы с фальсификатом и контрафактом. Законопослушные предприниматели, работающие в сфере производства и реализации обязаны маркировать свой товар, что само по себе процесс затратный по времени и финансам, но на этом проблемы, как выяснилось зачастую только начинаются. Как бизнес Приморья оценивает промежуточные итоги «глобального эксперимента» по масштабной маркировки разбирался корреспондент «Дальневосточного обозрения».
Сложный процесс
В настоящее время проще перечислить что НЕ попадает под маркировку «Честный знак». С 1 марта необходимо маркировать даже корма для животных и медицинские перчатки, а с 1 сентября правило распространится на моторные масла и спец авто жидкости. С одной стороны, предприниматели признают, что данная инициатива действительно способствовала сокращению доли контрафактной продукции на российском рынке. Однако, возникает множество вопросов, касающихся ее реализации на практике и эффективности в конце концов.
Да, для крупных компаний процесс интеграции «Честного знака» действительно оказался менее проблемным и, вероятно, мог продемонстрировать даже высокие показатели эффективности. Однако, если рассмотреть ситуацию с точки зрения малого и среднего бизнеса, то для многих предпринимателей маркировка стала не только избыточной, но и обременительной. Особенно трудно применять ее небольшим производителям одежды, у которых широкая размерная сетка соседствует с достаточным ассортиментом.
— Лично мне непонятно, зачем, например, нужно маркировать носки? Толку нет, а себестоимость каждой пары выросла, так как увеличились расходы на маркировку, — говорит Ирина Щербина, генеральный директор ООО «Владивостокская фабрика «Эвернит».
Большинство участников рынка признаются, что маркировка сама по себе сложный процесс и обучение сотрудников в разрезе работы с целым складом занимает много времени.
— Для маленьких компаний нет возможности нанимать отдельного сотрудника для маркировки, и зачастую руководителям приходится отвлекаться от своих основных бизнес-процессов, — поясняет Марина Губарева, основатель бренда функциональной одежды для активного отдыха Kiss the rain.
Кроме того, у многих вызывает серьезные нарекания техническая сторона маркировки.
— Слишком много вводных для маркировки, разобраться сложно. В нашем небольшом городе отсутствуют специалисты, способные помочь в этом вопросе, за умеренную оплату, и подобные обращения направляются во Владивосток. В результате возникших сложностей, мне пришлось приостановить деятельность по отшиву линеек одежды, так как вопрос с маркировкой еще не решен, — комментирует Ульяна Громозова, создатель и руководитель Студии шитья «Хлопок».
— Система не отлажена: на наши вопросы долго не приходят ответы, а переписка с представителями «Честного знака» может затягиваться на месяцы. Например, простая замена цвета носков требует повторной регистрации и маркировки, что является бессмысленной тратой времени, — поясняет Ирина Щербина.
— Сайт системы неудобен, а заполнение форм для получения кодов требует много времени и усилий. Ошибки, возникающие в процессе работы, создают дополнительные сложности. К тому же, уже нанесенные штрих-коды могут терять свою читаемость, и в итоге товар может оказаться непригодным для реализации, — сетует Марина Губарева.
Логистика из Китая в Россию: как на треть снизить стоимость товаров
— Знаете выражение «хождение по мукам»? Так вот, оно идеально характеризует то, с чем сталкиваются предприниматели при маркировке товаров с использованием системы «Честный знак», — оценила механизм Евгения Арсеньева, собственник бренда элегантной одежды для женщин Ars-brand.
По словам Арсеньевой, многие предприниматели вынуждены буквально вручную маркировать огромное количество товарных позиций, наносить отдельные QR-коды и создавать карточки в национальном каталоге и все это превращается в процесс долгой и кропотливой работы, где ошибки возникают на каждом шагу.
— Объективно приходит понимание, что в текущей ситуации малым производствам есть смысл отшить несколько одинаковых моделей и заниматься исключительно продажами, а не вкладываться в развитие производства и продаж для локальной целевой аудитории, — говорит Ульяна Громозова.
«Честный знак»: затраты и убытки
Про удорожание, которое является следствием маркировки, говорят все мелкие предприниматели. Финансовая нагрузка, связанная с необходимостью соблюдения требований, зачастую приводит к убыткам.
— Дополнительной финансовой нагрузкой стали затраты на сотрудника, которого мы вынуждены были нанять и чьи функции заключаются исключительно в маркировке. На каждую пару носков у нас добавилось 60 копеек, а общие расходы на переход на маркировку составили около 500 тыс. рублей, — рассказала Ирина Щербина.
При этом, по словам предпринимателей, каждый месяц появляются новые требования, обновления и программное обеспечение, что требует дополнительных финансовых вложений.
— Парадоксально, но с момента введения маркировки наш доход упал вдвое. Небольшие бизнесы, наши потенциальные заказчики, также сталкиваются с необходимостью приобретения программ для касс, стоимость которых составляет около 9-10 тысяч рублей за одну единицу. Для многих такие расходы слишком высокие, — отмечает Щербина.
Инфляция ниже всего… на Дальнем Востоке: в марте 2025 года годовой показатель по ДФО составил 9,72%
— Действительно, затраты, связанные с внедрением системы маркировки, могут оказаться непосильными для молодых компаний, у которых, как правило, ограниченные бюджеты. Необходимость приобретения специального оборудования для нанесения кодов, а также программного обеспечения для управления данными о маркировке, ведет к увеличению первоначальных инвестиций, — добавляет Татьяна Аксенова.
Искусственная платежеспособность себя исчерпала на Приморском рынке ИЖС
— Вхождение в «Честный знак» – это сложный и дорогостоящий процесс, особенно для небольших производителей. Единственный филиал в нашем небольшом городе рассчитал стоимость маркировки с работой от 400 тыс. руб. за 20-30 моделей одежды, — делится Ульяна Громозова.
— Сама стоимость маркировки также вызывает вопросы: как можно говорить о росте продаж и увеличении доходов, если бизнес вынужден нести такие расходы? – задает вопрос Марина Губарева.
Торговля фальсификатом
Но несмотря на все вышеперечисленное, главная претензия бизнеса заключается в том, что несмотря на указанные меры до конца побороть фальсификат так и не удалось.
— Эта ситуация создает парадоксальные «двойные стандарты»: одни бизнесмены тратят часы на легализацию своей продукции, в то время как другие безнаказанно зарабатывают на продаже некачественных товаров, — говорит Евгения Арсеньева.
При этом, по словам участников рынка, в информационном пространстве о каких-то масштабных действиях в данном направлении не слышно вовсе.
— К сожалению, коммуникация между представителями «Честного знака» и предпринимателями порой носит формальный характер. Во время встреч острые вопросы порой остаются без внимания, а обратная связь может предоставляется лишь в удобном для оператора формате, — рассказывает Марина Губарева.
В итоге, несмотря на все усилия, система маркировки пока не может на 100% гарантировать ни высокое качество товаров, ни защиту законопослушных предпринимателей от недобросовестной конкуренции.
— В условиях значительного объема контрафактной продукции на рынке возникает ощущение, что контроль за фальсификатом отсутствует, что позволяет ему конкурировать с легальными брендами по цене. При этом законопослушные предприниматели тратят значительное количество времени и ресурсов на соблюдение требований маркировки, что не приводит к очищению рынка от контрафакта, — поясняет Губарева.
При этом удорожание продукции никуда не делось.
— Молодым брендам в сегодняшних условиях действительно приходится сталкиваться с множеством вызовов, особенно в контексте обязательной маркировки товаров. Это требование, введенное для повышения прозрачности и борьбы с контрафактной продукцией, подразумевает, что каждый товар должен быть должным образом идентифицирован и зарегистрирован в специальных системах. Для стартапов и небольших предприятий такая маркировка может представлять собой значительное финансовое бремя, — считает Татьяна Аксенова
Необходимость соблюдать правила маркировки представляет собой не только финансовую задачу для молодых брендов, но и требует значительных усилий по адаптации к постоянно меняющимся требованиям. Это порождает сложные условия для ведения бизнеса, в то время как компании стремятся не только выжить, но и расти в конкурентной среде.
— Таким образом, есть необходимость в пересмотре подходов к реализации маркировки. Необходимо усилить контроль за нелегальными участниками рынка и улучшить технические аспекты системы, чтобы она стала действительно полезной и эффективной для всех участников товарооборота. В противном случае, «Честный знак» рискует остаться лишь формальностью, не решающей актуальные проблемы предпринимателей и не способствующей борьбе с контрафактом, — резюмирует Марина Губарева.
— Маркировка «Честный знак» – это сложный дорогостоящий процесс, который зачастую негативно сказывается на бизнесе. Необходимы более простые и понятные решения, чтобы облегчить эту задачу, — настаивает Алексей Пермяков, управляющий центра обуви MANERA.
Фото: freepik (18+)
Больше интервью с дальневосточными экспертами читайте в рубрике по ссылке.
Запчасти на Дальнем Востоке: дефицит, рост стоимости и автосервисы с оборудованием из 90-х

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке