Своеобразный срез проблем и чаяний предпринимателей, работающих вне городских агломераций, представил Мичуринский бизнес-форум (18+) в пригороде Хабаровска. Это событие уже далеко не первый год собирает фермеров, представителей туриндустрии и других направлений на одной площадке. Вместе с представителями власти и финансовых организаций они ищут пути развития бизнеса на селе.
Развитие сельского предпринимательства в Хабаровском крае: меры поддержки
Полноценной глубинкой село Виноградовка, где прошла деловая часть программы форума, все же не назовешь. Путь сюда от краевой столицы на авто занимает 15-20 минут. Таким расположением активно пользуются и местные жители. Как отметили организаторы площадки, примерно 70% населения работает в Хабаровске и лишь остальные сделали ставку на работу в районе. Но разнообразие предприятий, которые команда «Дальневосточного обозрения» посетила в ходе небольшого пресс-тура, вызывает уважение: обычная картофельная ферма, сельское подворье с уклоном в экотуризм, песчаный карьер, туристическая база отдыха, детский лагерь и спортивная школа. В общем, сказать, что бизнес в селах близ краевой столицы находится в упадке, а поиск идей для его развития зашел в тупик, язык не повернется.
Впрочем, как и все предприниматели, селяне нуждаются в поддержке — инфраструктурной (подключении к газу и другим коммуникациям) и финансовой. С описания доступных локальному бизнесу грантов, субсидий и других льгот и началась встреча.

Как уже можно было заметить, весомая доля предпринимателей Хабаровского района пробует себя в развитии туризма, предоставляя возможность жителям шумного города побыть наедине с природой и полакомиться фермерскими продуктами. Глава регионального Минтуризма согласилась с тем, что горожане все чаще будут желать уехать ненадолго ради хлеба и зрелищ. Главное — показать по-настоящему пасторальную картину жизни.
— Многие хотят выехать на природу. Каждый, кто посещает базы отдыха, хотел бы не просто отдыхать и загорать, а участвовать в каком-то событии, мастер-классе, отведать вкусную еду. Гастрономический и событийный аспекты должны обязательно присутствовать в туристской индустрии в сельской местности, — подчеркнула и. о. министра туризма региона Елена Цымбал.
Для правильного превращения фермы в туристический магнит необходимы вложения. В этом году, как отметила Елена Цымбал, доступна одна мера поддержки — возмещение средств на развитие инфраструктуры.
— Выделение средств индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для возмещения фактически понесенных затрат на благоустройство объектов инфраструктуры, разработку маршрутов для внутреннего и въездного туризма, улучшения туристской инфраструктуры и повышения качества предоставляемых услуг. Такая субсидия предоставляется на конкурсной основе. Объявлять [прием заявок] мы будем в сентябре. Что нужно для получения компенсации: все те затраты, которые вы несете при строительстве, закупке оборудования и благоустройству территории нужно подтвердить и получить возмещение из краевого бюджета, — сообщила глава Минтуризма.
Глава Минтуризма Хабаровского края анонсировала конкурс на поддержку отрасли
Получить финансирование можно и по линии Минсельхоза. Как рассказал руководитель АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» Александр Марченко, в регионе есть яркие представители, уже получавшие поддержку по программе «Сельский туризм».
— У федерального министерства очень лояльное отношение при выдаче грантов. Чем дальше регион [от Москвы], с тем большей охотой оказывают поддержку. Есть возможность поучаствовать, получить грант из федерального бюджета — до 10 миллионов рублей на развитие сельского туризма. Это возможность обеспечить проекту гораздо более яркий старт, чем при запуске исключительно на собственные средства. Прием заявок с 26 мая по 2 июня продлится, фонд готов оказать всестороннюю поддержку в написании бизнес-плана и сборе документов на всех этапах, — рассказал Александр Марченко.
На содействие в развитии бизнеса могут рассчитывать и производители. В Хабаровском крае стартует программа предоставления льготного кредитования «Хабаровский бренд». Получить заем по ней могут субъекты малого и среднего предпринимательства, а также самозанятые.
— Максимальная сумма — 3 миллиона рублей. Срок — до 36 месяцев. Ставка — 7,2% годовых. Для получения данного займа необходимо иметь лицензионное соглашение о предоставлении права использования товарного знака «Сделано в Хабаровске». Целью получения кредита может быть пополнение оборотных средств, приобретение основных средств. Однако необходимо предоставить залог и поручительство, — описала условия программы представитель Фонда поддержки МСП Хабаровского края Галина Андрейченко.
Новый механизм льготного кредитования для бизнеса запустили в Хабаровском крае
Развитие сельского туризма: позовем китайцев в баню?
Мичуринский бизнес-форум одновременно стал и площадкой для презентации идей, пока находящихся в зародыше. Так, одна из компаний рассказала о возможности строительства туристического комплекса рядом с Приамурским зоосадом имени Сысоева. Возможность отдохнуть в избушках, попариться в бане под руководством настоящего профи и отужинать блюдами, приготовленными в русской печи, по мнению авторов инициативы, привлекла бы гостей из-за рубежа.
— Мы также планируем создание сценической площадки, чтобы на территории можно было проводить фестивали, игры, концерты, выступления аниматоров. Тем более, что место предполагает посещение не только взрослыми, но и детьми, — продолжила описание комплекса «Дубрава» представитель компании. — Для реализации потребуется участок около 2 га. Наш руководитель имеет опыт в привлечении турпотока из Китая, поэтому просим представителей Минтуризма края посодействовать в предоставлении участка.
Глава министерства туризма высоко оценила задумку по презентации русских традиций иностранцам.
— У нас очень четко в индустрии сейчас определен национальный код восьми коренных народов. А вот русский код не очень четко определен. Отрадно видеть в презентации очень красивое позиционирование русского кода на Дальнем Востоке, — отметила Елена Цымбал.
China Friendly: русское гостеприимство с китайской спецификой
При этом и. о. министра добавила, что для качественной реализации проекта необходимо продумать решение лингвистического вопроса. В соответствии с законодательством группы туристов сопровождаются гидом-переводчиком, однако для достоверного донесения сути конкретных обрядов и особенностей культуры в целом лучше обеспечить будущий объект работой квалифицированного экскурсовода со знанием китайского.
— Мы, говоря о передаче смыслов, передаче информации, которую вы должны доносить до иностранного туриста, должны быть уверены, что эта информация преподносится четко, качественно, — подчеркнула глава Минтуризма Хабаровского края.
Напомним, что ранее мы рассказывали о том, как в ряде регионов Дальнего Востока предприятия индустрии туризма и гостеприимства уже начали внедрение формата China Friendly, который предполагает перевод навигационных указателей и меню на китайский, а также адаптацию, например, розеток, под привычные азиатским гостям стандарты. Возможно, первой ласточкой в Хабаровском крае станет именно приспособленная под запросы гостей из Поднебесной база отдыха в одном из районов. Однако это лишь предположение.
От перспектив к реализации
Показали делегации и реалии бизнеса на селе: поля картошки, стада коз, рулоны сена, песчаный карьер и базу одной из строительных компаний. Каждый из наших собеседников смог решить нетривиальную задачу.

Например, одной из наболевших проблем фермеров Хабаровского края является дефицит площадей для хранения выращенной продукции. Однако благодаря оказанной поддержке владелец фермы Максим Белокоз смог оборудовать ангар, в котором хранит выращенный картофель. Площадка частично перекрывает потребности агрария.
— Можно было бы сажать и выкапывать гораздо больше. Но тогда хранить будет негде. Реализовывать продукцию торговым сетям не удается, им такие объемы неинтересны. Поэтому продаю местным, сформировал список примерно из тысячи постоянных клиентов, которые заинтересованы в экологически чистом продукте, — рассказывает Максим Белокоз.
Владельцы козефермы «Свое» проблему выхода в торговые сети, напротив, решили успешно. Их продукция проходит переработку в городе, а затем в готовом виде направляется в точки реализации. Успехи позволили задуматься о расширении профиля. Сейчас владельцы предприятия, на котором трудоустроено около 30 сотрудников, начали обустраивать площадку для приема гостей на экскурсии.
— Для нас это еще и возможность показать, в каких условиях производятся наши сыры, йогурты и другая молочная продукция. Естественно, дегустации и мастер-классы станут основой программы, — отметила предпринимательница Ирина Голубева.
Глядя на милых козлят, стремящихся изучить гостей фермы, мы отринули все сомнения: опыт взаимодействия с этими животными только укрепит бренд регионального производителя, а пасторальная картина вокруг превратит даже случайных гостей в поклонников экологичной продукции из Хабаровского района.
Больше материалов о специфике бизнеса на Дальнем Востоке читайте в рубрике по ссылке.
Фото: Максим Паладьев
В этом году на дороги Хабаровского края планируют потратить 5,8 млрд рублей

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке