Своеобразный срез проблем и чаяний предпринимателей, работающих вне городских агломераций, представил Мичуринский бизнес-форум (18+) в пригороде Хабаровска. Это событие уже далеко не первый год собирает фермеров, представителей туриндустрии и других направлений на одной площадке. Вместе с представителями власти и финансовых организаций они ищут пути развития бизнеса на селе.

Развитие сельского предпринимательства в Хабаровском крае: меры поддержки

Полноценной глубинкой село Виноградовка, где прошла деловая часть программы форума, все же не назовешь. Путь сюда от краевой столицы на авто занимает 15-20 минут. Таким расположением активно пользуются и местные жители. Как отметили организаторы площадки, примерно 70% населения работает в Хабаровске и лишь остальные сделали ставку на работу в районе. Но разнообразие предприятий, которые команда «Дальневосточного обозрения» посетила в ходе небольшого пресс-тура, вызывает уважение: обычная картофельная ферма, сельское подворье с уклоном в экотуризм, песчаный карьер, туристическая база отдыха, детский лагерь и спортивная школа. В общем, сказать, что бизнес в селах близ краевой столицы находится в упадке, а поиск идей для его развития зашел в тупик, язык не повернется.

Впрочем, как и все предприниматели, селяне нуждаются в поддержке — инфраструктурной (подключении к газу и другим коммуникациям) и финансовой. С описания доступных локальному бизнесу грантов, субсидий и других льгот и началась встреча.

развитие сельского предпринимательства
Развитие сельского предпринимательства обсудили на Мичуринском бизнес-форуме в Хабаровском крае

Как уже можно было заметить, весомая доля предпринимателей Хабаровского района пробует себя в развитии туризма, предоставляя возможность жителям шумного города побыть наедине с природой и полакомиться фермерскими продуктами. Глава регионального Минтуризма согласилась с тем, что горожане все чаще будут желать уехать ненадолго ради хлеба и зрелищ. Главное — показать по-настоящему пасторальную картину жизни.

— Многие хотят выехать на природу. Каждый, кто посещает базы отдыха, хотел бы не просто отдыхать и загорать, а участвовать в каком-то событии, мастер-классе, отведать вкусную еду. Гастрономический и событийный аспекты должны обязательно присутствовать в туристской индустрии в сельской местности, — подчеркнула и. о. министра туризма региона Елена Цымбал.

Для правильного превращения фермы в туристический магнит необходимы вложения. В этом году, как отметила Елена Цымбал, доступна одна мера поддержки — возмещение средств на развитие инфраструктуры.

— Выделение средств индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для возмещения фактически понесенных затрат на благоустройство объектов инфраструктуры, разработку маршрутов для внутреннего и въездного туризма, улучшения туристской инфраструктуры и повышения качества предоставляемых услуг. Такая субсидия предоставляется на конкурсной основе. Объявлять [прием заявок] мы будем в сентябре. Что нужно для получения компенсации: все те затраты, которые вы несете при строительстве, закупке оборудования и благоустройству территории нужно подтвердить и получить возмещение из краевого бюджета, — сообщила глава Минтуризма.

Глава Минтуризма Хабаровского края анонсировала конкурс на поддержку отрасли

Получить финансирование можно и по линии Минсельхоза. Как рассказал руководитель АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» Александр Марченко, в регионе есть яркие представители, уже получавшие поддержку по программе «Сельский туризм».

— У федерального министерства очень лояльное отношение при выдаче грантов. Чем дальше регион [от Москвы], с тем большей охотой оказывают поддержку. Есть возможность поучаствовать, получить грант из федерального бюджета — до 10 миллионов рублей на развитие сельского туризма. Это возможность обеспечить проекту гораздо более яркий старт, чем при запуске исключительно на собственные средства. Прием заявок с 26 мая по 2 июня продлится, фонд готов оказать всестороннюю поддержку в написании бизнес-плана и сборе документов на всех этапах, — рассказал Александр Марченко.

На содействие в развитии бизнеса могут рассчитывать и производители. В Хабаровском крае стартует программа предоставления льготного кредитования «Хабаровский бренд». Получить заем по ней могут субъекты малого и среднего предпринимательства, а также самозанятые.

— Максимальная сумма — 3 миллиона рублей. Срок — до 36 месяцев. Ставка — 7,2% годовых. Для получения данного займа необходимо иметь лицензионное соглашение о предоставлении права использования товарного знака «Сделано в Хабаровске». Целью получения кредита может быть пополнение оборотных средств, приобретение основных средств. Однако необходимо предоставить залог и поручительство, — описала условия программы представитель Фонда поддержки МСП Хабаровского края Галина Андрейченко.

Новый механизм льготного кредитования для бизнеса запустили в Хабаровском крае

Развитие сельского туризма: позовем китайцев в баню?

Мичуринский бизнес-форум одновременно стал и площадкой для презентации идей, пока  находящихся в зародыше. Так, одна из компаний рассказала о возможности строительства туристического комплекса рядом с Приамурским зоосадом имени Сысоева. Возможность отдохнуть в избушках, попариться в бане под руководством настоящего профи и отужинать блюдами, приготовленными в русской печи, по мнению авторов инициативы, привлекла бы гостей из-за рубежа.

— Мы также планируем создание сценической площадки, чтобы на территории можно было проводить фестивали, игры, концерты, выступления аниматоров. Тем более, что место предполагает посещение не только взрослыми, но и детьми, — продолжила описание комплекса «Дубрава» представитель компании. — Для реализации потребуется участок около 2 га. Наш руководитель имеет опыт в привлечении турпотока из Китая, поэтому просим представителей Минтуризма края посодействовать в предоставлении участка.

Глава министерства туризма высоко оценила задумку по презентации русских традиций иностранцам.

— У нас очень четко в индустрии сейчас определен национальный код восьми коренных народов. А вот русский код не очень четко определен. Отрадно видеть в презентации очень красивое позиционирование русского кода на Дальнем Востоке, — отметила Елена Цымбал.

China Friendly: русское гостеприимство с китайской спецификой

При этом и. о. министра добавила, что для качественной реализации проекта необходимо продумать решение лингвистического вопроса. В соответствии с законодательством группы туристов сопровождаются гидом-переводчиком, однако для достоверного донесения сути конкретных обрядов и особенностей культуры в целом лучше обеспечить будущий объект работой квалифицированного экскурсовода со знанием китайского.

— Мы, говоря о передаче смыслов, передаче информации, которую вы должны доносить до иностранного туриста, должны быть уверены, что эта информация преподносится четко, качественно, — подчеркнула глава Минтуризма Хабаровского края.

Напомним, что ранее мы рассказывали о том, как в ряде регионов Дальнего Востока предприятия индустрии туризма и гостеприимства уже начали внедрение формата China Friendly, который предполагает перевод навигационных указателей и меню на китайский, а также адаптацию, например, розеток, под привычные азиатским гостям стандарты. Возможно, первой ласточкой в Хабаровском крае станет именно приспособленная под запросы гостей из Поднебесной база отдыха в одном из районов. Однако это лишь предположение.

От перспектив к реализации

Показали делегации  и реалии бизнеса на селе: поля картошки, стада коз, рулоны сена, песчаный карьер и базу одной из строительных компаний. Каждый из наших собеседников смог решить нетривиальную задачу.

сельский туризм
Развитие сельского предпринимательства обсудили на Мичуринском бизнес-форуме в Хабаровском крае

Например, одной из наболевших проблем фермеров Хабаровского края является дефицит площадей для хранения выращенной продукции. Однако благодаря оказанной поддержке владелец фермы Максим Белокоз смог оборудовать ангар, в котором хранит выращенный картофель. Площадка частично перекрывает потребности агрария.

— Можно было бы сажать и выкапывать гораздо больше. Но тогда хранить будет негде. Реализовывать продукцию  торговым сетям не удается, им такие объемы неинтересны. Поэтому продаю местным, сформировал список примерно из тысячи постоянных клиентов, которые заинтересованы в экологически чистом продукте, — рассказывает Максим Белокоз.

Владельцы козефермы «Свое» проблему выхода в торговые сети, напротив, решили успешно. Их продукция проходит переработку в городе, а затем в готовом виде направляется в точки реализации. Успехи позволили задуматься о расширении профиля. Сейчас владельцы предприятия, на котором трудоустроено около 30 сотрудников, начали обустраивать площадку для приема гостей на экскурсии.

— Для нас это еще и возможность показать, в каких условиях производятся наши сыры, йогурты и другая молочная продукция. Естественно, дегустации и мастер-классы станут основой программы, — отметила предпринимательница Ирина Голубева.

Глядя на милых козлят, стремящихся изучить гостей фермы, мы отринули все сомнения: опыт взаимодействия с этими животными только укрепит бренд регионального производителя, а пасторальная картина вокруг  превратит даже случайных гостей в поклонников экологичной продукции из Хабаровского района.

Больше материалов о специфике бизнеса на Дальнем Востоке читайте в рубрике по ссылке.

Фото: Максим Паладьев

«Киты» дальневосточного рыбпрома: кто стоит за флагманами?

В этом году на дороги Хабаровского края планируют потратить 5,8 млрд рублей