«Дальневосточное обозрение» завершает обзор крупнейших рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний Дальнего Востока и главных игроков этого рынка. В уже упоминали в предыдущих частях «саги» о рыбных и крабовых королях хабаровскую группу компаний «Сигма Марин Технолоджи». Теперь о ней поподробнее.
Рыбная промышленность Дальнего Востока: Хабаровский «сигма-бой» и мировые рекорды
«Сигма Марин Технолоджи» занимается промыслом только в Охотском и Беринговом морях и ловит в основном минтай, сельдь, скумбрию, сардину иваси, терпуг, треску, палтус (черный и белокорый) и командорского кальмара.
Согласно данным компании, представленным на ее сайте, флот компании состоит из 13 судов:
• 5 траулеров, в их числе — морозильные рыболовные консервные траулеры (МРКТ) «Петр I», «Сергей Бочкарев» и «Ерофей» и большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ) «Адмирал Колчак» и «Васильевский остров».
• 8 ярусоловов – средних морских рыболовных траулеров (СМРТ). В их числе — «Альбатрос-8», «Виктория 3», «Динар», «Талер», «Тари», «Лари», «Гурд», «Шкипер».
Во втором рейтинге крупнейших рыбопромышленников России Forbes (2019 год), рассчитанному по годовой выручке (14 млрд рублей), в топ-10 заняли 7-место Максим Петрушин и Сергей Петров (на тот момент совладельцы «Сигма Марин Технолоджи»). По данным журнала, помимо головной компании им также принадлежали компании «Софко», «Тралфлот» (прибыль компании за 2023 год – 132,19 млн рублей, выручка за 2023 год — 6,74 млрд рублей, за 2024 год – 6,6 млрд), «Дальневосточное побережье» и «Восход». «Сигма Марин» тогда владела квотами на вылов порядка 7600 тонн краба, занимая по этому показателю пятое место среди рыбопромышленников России, отмечалось в рейтинге.
Крупная рыба: топ рыбопромышленных компаний Хабаровского края в 2023 году
Компании, входящие в ГК «Сигма Марин» — «Север» (совладелец Максим Петрушин, выручка в 2024 году – 16 млрд рублей) и «Дальневосточное побережье» (совладелец Максим Петрушин, выручка в 2024 году – 6,6 млрд рублей) — построили на «Восточной верфи» в Приморье (управляющая компания — Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) четыре краболовных судна: «Шантар» (сдан в 2023 году для «Севера»), «Охотск» (сдан в 2021 году для «Дальневосточного побережья»), «Аян» (сдан в 2022 году для «Дальневосточного побережья») и «Хабаровск» (для «Севера» сдан весной 2023 года).
Строительство краболовов осуществлялось по схеме «квоты под киль» — компании купили квоты в 2019 году, обязавшись построить в России четыре судна. Суда предназначены для промысла краба, креветки и рыбы; переработки и заморозки улова; хранения продукции в разделанном и неразделанном виде и ее транспортировки в порт, сообщали в пресс-службе Росрыболовства. Район плавания судов неограничен.
Основные характеристики: длина краболова — 63,27 м, ширина — 10,6 м, валовая вместимость — 1135 тонн, водоизмещение — 1586 тонн.
По данным на 2025 год, совладельцами компании выступают Максим Петрушин (51%, или 5100 рублей уставного капитала, эта доля числится за ним с 15 мая 2023 года) и АО «Марин-инвест» (49%, или 4900 рублей, с 13 марта 2017 года). Примечательно, что гендиректор «Марин-инвеста» — Игорь Белов, который с января 2019 года по сентябрь 2020 года значился одним из учредителей «Сигма Марин».
С января 2025 года группа находится на стадии реорганизации. По открытым данным, участниками этой реорганизации выступают «Минтай ДВ» (выручка 2024 года – 5,54 млрд рублей), «Софко» (выручка в 2024 году — 8,1 млрд рублей, прибыль – 1,3 млрд рублей, уставный капитал – 518 000 рублей, гендиректор – Максим Петрушин), «Треска ДВ». Последняя – стопроцентная «дочка» «Сигма Марин». «Сигма» также была учредителем компаний «Алиот», ликвидированной в июне 2022 года (100%), и «Морского флагмана» (до 29 мая 2020 года, 100%).
В Хабаровск из Петропавловска-Камчатского «Сигма» «переехала» весной 2019 года. До декабря 2022 года компания была плательщиком налогов на уровне Центрального района Хабаровска, а позже вышла на уровень УФНС по Хабаровскому краю. Выручка компании за 2024 год — 4,1 млрд рублей (плюс 18,6% год к году – на 638 млн рублей больше, чем в 2023 году), численность работников – 254 человека. Это на 13 человек меньше, чем в 2023 году.
По состоянию на 31 декабря 2024 года активы организации составляли 7,2 млрд рублей (плюс 8,1%, или на 537 млн рублей больше, чем годом ранее). Чистые активы на ту же дату — 3,6 млрд рублей. Прибыль за 2024 год – 17,9 млн рублей, на 98,8% меньше, чем в 2023 году.
В медийном пространстве последнее упоминание компании связано с ярусоловом «Наггет» проекта 03142. Он был построен на приморской Восточной верфи по проекту СК «Викинг». В феврале 2025 года ярусолов вышел на промысел трески в Тихом океане и наловил и заморозил свои первые 50 тонн трески, сообщила группа ВАРПЭ.
Судно «Наггет» стало первым ярусоловом, строящимся на Дальнем Востоке, и третьим судном, сданным Восточной верфью заказчику в 2024 году. Ярусолов спустили на воду 4 октября 2024 года. Судно представляет собой универсальный модульный комплекс, позволяющий вести переработку рыбы на мороженную продукцию в разделанном и неразделанном виде, хранить вырабатываемую продукцию и транспортировать ее в порт. Район плавания неограниченный, ледовый класс предусматривает регулярную эксплуатацию в мелкобитом льду толщиной до полуметра.
ВАРПЭ в начале 2025 года составила топ-20 дальневосточных судов по объему вылова за 2024-й. Первые три места заняли МРКТ «Сигмы Марин»:
1. МРКТ «Петр 1» — 93 540,6 тонны. Добывает минтай, сельдь, иваси, скумбрию, тунцов;
2. МРКТ «Ерофей» — 84 671,5 тонны. Добывает минтай, сельдь, иваси, скумбрию, тунцов;
3. МРКТ «Сергей Бочкарев» — 81 011,4 тонны. Добывает минтай, сельдь, иваси, скумбрию, тунцов.
В минувшем году экипаж траулера «Петр Первый» в третий раз подряд установил мировой рекорд по объему вылова одним судном в течение календарного года.
Для справки: МРКТ «Петр I» (порт приписки Ванино) построен в Испании в 1993 году. Производственная мощность траулера составляет 450‒480 тонн в сутки, общая мощность морозных трюмов — 3000 тонн. На траулере установлены семь машин Baader, гидроакустический комплекс, четыре охлаждаемых бункера с системой жидкого льда, вакуумные системы подачи сырца, системы упаковки и выгрузки продукции. Есть оборудование для выпуска рыбьего жира и красной муки.
Траулер «Петр I» (принадлежит АО «Тралфлот», входящему в ГК; Хабаровский край), в 2024 году добыл и переработал 93 500 тонн рыбы. Это стало абсолютным мировым рекордом по добыче среди промысловых судов аналогичного типа в течение календарного года и наибольшим показателем среди всех российских промысловых судов. В 2019 году судно выловило рекордные 87 290 тонн, в 2023 году — 90 270 тонн. В 2024 году траулер вел промысел в Охотском море и Тихом океане в течение 307 дней. Он добывал минтай, иваси, скумбрию и сельдь.
Представители компании рассказали на церемонии встречи траулера в порту Владивостока, что экипаж судна с 2017 года постоянный, промысел в 2024 году велся под руководством капитанов-директоров Александра Бухинника и Александра Рыбалочко.
«В стране всего десять таких траулеров, восемь из них — на Дальнем Востоке. Новейшее оборудование на траулере помогает экипажу в работе, но я хочу, чтобы все понимали: результат дают люди», — сказал Александр Бухинник.
С 2014 года группа производит на своих траулерах блочное филе и фарш минтая (БМРТ «Васильевский остров»), филе сельди «бабочка» (БМРТ «Васильевский остров» и «Адмирал Колчак»). В 2018 году она приступила к выпуску рыбной муки из отходов скумбрии и сардины иваси с высоким содержанием протеина. На МРКТ «Петр I» запустили производство рыбного жира из скумбрии и сардины иваси: продукция разливается в специальные еврокубы.
Рыбная промышленность Дальнего Востока: Игры с ТИГРом
Еще одна значимая для дальневосточной рыбной промышленности фигура – экс-губернатор Приморского края и президент и владелец Тихоокеанской инвестиционной группы (ТИГР) Сергей Дарькин. В ТИГР входит ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства» (НБАМР), одна из крупнейших на Дальнем Востоке рыбодобывающих компаний.
Для справки:
Сергей Дарькин с 2001 по 2012 год был губернатором Приморского края. С 2012 по 2014 год — заместитель министра регионального развития Российской Федерации. С декабря 2014 года — президент ПАО «ТИГР», основная деятельность которого заключается в привлечении инвестиций на Дальний Восток. Дарькин является автором нескольких книг и научных работ по развитию Дальнего Востока. По итогам 2013 года занял первое место в рейтинге Forbes «Власть и деньги. Рейтинг доходов федеральных чиновников» с семейным доходом 1,46 млрд рублей.
Сергей Дарькин, по данным «Forbes Россия», во время учебы в морском училище работал докером и матросом. После окончания аспирантуры стал стивидором во Владивостокском морском порту.В 1991 году создал фирму «Ролиз», которая впоследствии стала одной из крупнейших рыбодобывающих компаний на Дальнем Востоке. Супруга — актриса Приморского краевого театра Лариса Белоброва является крупнейшим акционером банка «Приморье».
86,71% акций ПАО «НБАМР» принадлежат АО «Дальинвестгрупп», контролирует которое Лариса Белоброва, жена Сергея Дарькина, 0,31% акций владеет ООО «ИК Смарт» (Владивосток), принадлежащее самой НБАМР. С февраля 2024 года НБАМР возглавил Олег Дарькин, старший брат бывшего губернатора Приморья. В совет директоров компании в том числе входит дочь Сергея Дарькина Анна Хмарук.
НБАМР ведет свою историю с 1950-х годов. В основной флот компании входят БАТМ (большие автономные траулеры морозильные) проекта 1288 (типа «Пулковский меридиан»). В составе рыболовного флота – БАТМ «Александр Беляков», «Илья Коновалов», «Сивинд-1», «Капитан Масловец»,«Капитан Фалеев», «Николай Чепик», «Царица», «Фаворит». У компании также шесть краболовов: «Солвейга», «Селенга», «Сокол», «Солярис», «Сантана», «Артык», два транспортных судна — «Фрио Мурманск» и «ТИГР 2».
Компания специализируется на промысле и переработке минтая, лемонемы, кальмара, макруруса и сельди. По итогам 2024 года она зафиксировала чистый убыток 1,8 млрд рублей против прибыли в 916 млн рублей годом ранее. Из годовой бухгалтерской отчетности компании следует, что ее выручка в 2024 году — 10,6 млрд рублей (12,2 млрд рублей в 2023-м). Полученный в прошлом году убыток – первый в современной истории НБАМР, писал владивостокский «Конкурент», ранее компания демонстрировала положительные финрезультаты.
В 2024 году арбитражные суды аннулировали у НБАМР право на вылов ламинарии в подзоне Приморье и макрусусов в Южно-Курильской подзоне по причине неосвоения квот. В начале 2025 года Приморский арбитраж дал НБАМР возможности добывать лемонему в исключительной экономической зоне Японии.\
В марте 2025 года по решению общего собрания акционеров НБАМР была реорганизована: из нее выделили две дочерние компании — ООО «Сельдь 1» и ООО «Причал Находка». Уставный капитал каждой компании составил 100 000 рублей. К «Сельди 1» перешли права и обязательства по договорам 2018 года – о квотах на добычу тихоокеанской сельди в Северо-Охотоморской подзоне и Карагинской подзоне (5,626% и 6,373% соответственно). НБАМР планирует продать долю в уставном капитале ООО «Сельдь 1».
«Причал Находка» получил права и обязательства по договору аренды от 1992 года. Он был заключен между ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» и НБАМР. Детали этого договора в отчетности компании не приводятся, отмечал «Конкурент» (18+).
По данным PrimaMedia (18+), новые компании зарегистрированы 25 марта 2025 года, специализация владивостокской «Сельди 1» — морское рыболовство, «Причала Находка» — транспортная обработка грузов. Единственный владелец новых компаний — НБАМР, гендиректор — Семен Бабичук, возглавляющий также принадлежащие НБАМР ООО «Кальмар-1» (Владивосток) и ООО «Открытая база бункеровки флота» (Находка). Год назад было заявлено, что Сергей Дарькин планирует построить новый порт в бухте Врангеля в заливе Находка.
В уже упомянутом в нашей публикации рейтинге крупнейших рыбопромышленников России Forbes 2019 года Сергей Дарькин и НБАМР с выручкой в 10 млрд рублей занял нижнюю строчку в топ-10. Это на пять строчек ниже, чем в рейтинге Forbes 2017 года (правда, тогда рыбопромышленники и компании рейтинговались не по выручке за год, а по количеству квот на вылов морских биоресурсов).
В январе 2024 года Сергей Дарькин раскрылся в качестве совладельца московской компании «Геотэкс», основного акционера ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт» — стивидор в порту Владивосток). Порт с 2023 года официально вошел в группу «ТИГР», передавало PrimaMedia.
Врезка
Для справки:
«Владивостокский морской рыбный порт» — универсальный перегрузочный комплекс. Производственные мощности расположены на 11 причалах порта Владивосток, они рассчитаны на 7,5 млн тонн грузов различной номенклатуры в год, в том числе около 620 000 тонн рыбопродукции и 500 000 TEU.
Стивидор переваливает основной объем рыбопродукции на российском Дальнем Востоке. В группу компаний «Владморрыбпорта» входят сам порт и холодильные мощности во Владивостоке, Находке и Московской области, а также тыловые контейнерные терминалы «ПИК» и «Фреш Терминал» на станции Угольная и «Терминал Хлебная База» вблизи станции Уссурийск.
С 23 января 2023 года владельцем 22,01% в капитале «Геотэкса» стал Сергей Дарькин, 10% осталось за Дмитрием Мартыновым, президентом и бенефициаром ООО «ДВ Груп», сыном члена совета директоров «Владморрыбпорта» Валерия Мартынова, писало ИА PrimaMedia.
Партнер экс-главы Приморья вышел из «Владморрыбпорта» и стал совладельцем ресторана в Москве
Собеседник агентства среди стивидоров тогда пояснял, что раскрытие Дарькина среди акционеров «Владморрыбпорта» поможет предприятию привлечь заемные средства для развития. «Владморрыбпорт» в 2023 году привлек в банке «Россия» возобновляемую кредитную линию с лимитом 1 млрд рублей на инвестиционные цели.
В мае 2024 года владельцем половины «Геотекса» стал бывший вице-губернатор Сахалинской области Аркадий Пинчевский. Он получил 50% долей компании, которой принадлежит 51,9% акций «Владморрыбпорта». До середины мая 2023 года 90% контролировал Сергей Дарькин (напрямую и через «ТИГР-Инфраструктуру»). После майских изменений Дарькин сохранил 21,01%, «Тигр-Инфраструктура» — 18,99%, сообщал «Интерфакс» (18+). В июне того же года по итогам общего собрания акционеров Пинчевский вошел в совет директоров «Владморрыбпорта».
В январе 2025 года «Владморрыбпорт» получил лицензию Центробанка на осуществление функций оператора товарных поставок и в этой роли планирует стать участником биржевых торгов рыбой, сообщала Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа.
В сообщении биржи отмечалось, что статус оператора товарных поставок позволит осуществлять биржевую торговлю рыбой между клиентами складской инфраструктуры «Владморрыбпорта» «без отгрузки путем перекладки товара с торгового товарного счета продавца на счет покупателя на основании биржевого договора». Биржевые торги замороженной рыбой были запущены на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже в пилотном режиме в 2021 году (минтаем) и в 2022 году (камбалой) на базисе «Владморрыбпорта» на условиях самовывоза автотранспортом.
В апреле 2025 года из-за многомиллионных долгов была признана несостоятельной подконтрольная Дарькину компания «Рускор». Дело о банкротстве рыболовецкого предприятия рассматривалось по инициативе ФНС Арбитражным судом Сахалинской области. Общая сумма задолженности компании перед налоговыми органами составила 5,4 миллиона рублей: 4,1 миллиона рублей — основной долг по налогам, 897 000 рублей — пени и 465 000 рублей — штрафы.
45% «Рускора» контролирует ООО «Смарт», дочерняя компания НБАМР. В 2022 году с «Рускором» был расторгнут договор о квотах на добычу рыбы, а в 2023 году компания потеряла квоты на минтай в Восточно-Сахалинской подзоне. Банкротство также затронуло дочернюю компанию «Рускора» — ООО «Песчанское» (переработка рыбы на Сахалине).
НБАМР пыталась помочь «Песчанскому», взяв на себя обязательства по погашению его задолженности в размере 39,9 миллиона рублей, но не смогла сделать это. ФНС подала иск против НБАМР о взыскании 39,9 миллиона рублей за неисполнение договора поручительства. Находкинская БАМР возражала, утверждая, что договор был заключен без одобрения совета директоров, но представитель ПАО участвовал в утверждении мирового соглашения при банкротстве «Песчанского», поэтому суд не стал учитывать этот аргумент.
В марте 2025 года другая компания, связанная с Дарькиным, ООО «Компромисс Восток» , выиграла дело в суде и отсудила более 85 миллионов рублей у дочери Дмитрия Дремлюги (см. главку о «крабовых королях») Алены. Экс-глава региона пытался приобрести почти половину пляжа «Юбилейный» с 20-летним недостроем во Владивостоке, однако сделка не состоялась из-за многомиллиардного иска, поданного к структурам бизнесмена. Обеспечительные меры по первому иску Генпрокуратуры (см. главку о «крабовых королях» Дальнего Востока) не коснулись пляжа «Юбилейный», но во втором иске этот участок был упомянут: это и изменило ход рассмотрения дела.
Евразийский «Антей»
Аркадий Пинчевский, по данным ЕГРЮЛ, является гендиректором и владельцем ООО «Евразийский рыбный центр». В планах компании – строительство во Владивостоке рыбного порта с инвестициями более 9 млрд рублей, из них – 3,3 млрд рублей льготное финансирование ВЭБ.РФ. Запуск нового порта запланирован в 2026 году. Порт строится на базе имущественного комплекса, выкуп которого профинансировал ВЭБ. Права хозяйственного ведения на этих объектах ранее были закреплены за ФГУП «Дирекция по строительству в ДФО» Управления делами президента РФ.
Пинчевский — совладелец (вместе с партнером Игорем Михновым) нескольких структур крупного российского крабодобытчика ГК «Антей». «Евразийский рыбный центр» на своем сайте называет себя «единственным поставщиком краба ГК «Антей» на российский рынок». В 2022 году ГК «Антрей» владела квотами на вылов 18 411 тонн краба, сообщал «Конкурент».
Рыба в цифрах: итоги 2024 и планы на 2025 обсудили в Росрыболовстве
Имущественный комплекс под новый порт достался Евразийскому рыбному центру по итогам аукциона; в его собственность перешли административно-производственные постройки, три действующих железнодорожных пути и причал, расположенные на полуострове Назимова.
Проект на полуострове Назимова предполагает увеличение мощностей перевалки рыбной продукции до 230 000 тонн в год, а также генеральных грузов (в рамках программы северного завоза) до 240 000 тонн в год. Планируется также построить холодильный склад мощностью 25 000 тонн единовременного хранения, бассейн для передержки краба на 200 тонн, склад рефконтейнеров и теплый склад для генеральных грузов.
В рыбный бизнес Аркадий Пинчевский пришел в 2020 году, тогда он выкупил в «Антее» 49% у основателя бизнеса Игоря Михнова. С 2023 года их доли равны — 49,5%.
Для справки:
ГК «Антей» занимается добычей и переработкой краба и рыбы. По собственным данным, владеет 24 судами, которые ведут промысел в Охотском, Беринговом, Японском, Баренцевом морях и т. д. и квотами на вылов более 39% крабов на Севере и 12,5% на Дальнем Востоке, объем добычи в 2022 году — 18 400 тонн. Ежегодно ловит около 20 000 тонн рыбы, выращивает гребешки, устриц, мидии.
По данным сервиса «Контур.Фокус» (18+), сейчас Пинчевский является учредителем около 15 компаний, большинство из них связаны рыболовством. В ноябре 2023 года компания «Евразийский рыбный центр» стала резидентом Свободного порта Владивостока и получила соответствующий статус.
Карьерный путь Аркадия Пинчевского включает в себя топ-менджерские должности как в коммерческих компаниях, так и в госструктурах. В разное время помимо должности вице-губернатора Сахалина он занимал высокие посты, в том числе работал заместителем гендиректора Хабаровского нефтеперерабатывающего завода во время губернаторства Виктора Ишаева и замглавы УК «Динамо» в Москве, возглавлял совет директоров московского водочного завода «Кристалл», трудился замгендиректора «Оборонстроя» и во Всероссийском выставочном центре.
СМИ называют Пинчевского новым «рыбным олигархом» и приписывают ему связь с братьями Ротенбергами через участие. Представитель Аркадия Ротенберга не раз отрицал какую-либо связь миллиардера с его тезкой Пинчевским.
По данным отраслевой системы мониторинга Росрыболовства (ЦСМС) на 6 мая, передает объединенная пресс-служба ведомства, общероссийский вылов с начала года составил 1818,3 тыс. тонн водных биоресурсов:
• Дальневосточный бассейн: 1466,1 тыс. тонн; минтая – 1072,9 тыс. тонн; трески – 51 тыс. тонн; сельди тихоокеанской – 242,3 тыс. тонн.
• Северный бассейн: 120,8 тыс. тонн; трески – 76,5 тыс. тонн; пикши – 21,3 тыс. тонн (плюс 0,9 тыс. тонн к уровню 2024 г.)
• Западный бассейн: 35,9 тыс. тонн; шпрота (кильки) – 24,3 тыс. тонн (плюс 0,1 тыс. тонн к уровню 2024 г.); сельди балтийской (салаки) – 10,4 тыс. тонн.
• Азово-Черноморский бассейн: 15,6 тыс. тонн (плюс 29,8% к уровню 2024 г.); хамсы – 12,6 тыс. тонн (+3,4 тыс. тонн к уровню 2024 г.)
• Волжско-Каспийский бассейн: 31,2 тыс. тонн; кильки – 21,4 тыс. тонн (плюс 1,3 тыс. тонн к уровню 2024 г.), частиковых видов рыб – 4,8 тыс. тонн
• В исключительных экономических зонах иностранных государств, конвенционных районах и открытой части Мирового океана российский флот добыл 142,2 тыс. тонн (плюс 15,8 тыс. тонн или 12,6% к уровню соответствующего периода 2024 г.).
Фото: пресс-служба ПАО «ТИГР»
Больше новостей и аналитики о рыбной промышленности на Дальнем Востоке читайте в подборке «Дальневосточного обозрения»
Полный цикл материалов «Киты дальневосточной рыбодобычи»:
Киты дальневосточной рыбодобычи: перипетии из жизни рыбных и крабовых королей Дальнего Востока
Киты дальневосточной рыбодобычи-2: кто стоит за флагманами рыбной промышленности ДФО

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке