Александр Кан — сын небезызвестного «крабового короля» пошел по стопам отца. Как и ранее Олега Кана его обвинили в контрабанде, участии в преступном сообществе и уклонении от уплаты таможенных платежей. Генпрокуратура РФ утвердила обвинительное заключение по уголовному делу бывшего директора ООО “Курильский универсальный комплекс”. Подозреваемый находится в международном розыске, сообщает «Дальневосточное обозрение».

Александр Кан — крабовый король-младший?

По версии следователей, Александр Кан с 2014 года по 2019 год был участником преступного сообщества, возглавляемого его отцом. Олег Кан и сообщники занимались контрабандой живого краба в страны Азии через коммерческие организации ООО “Монерон”, ООО “Курильский универсальный комплекс” и ООО “Приморская рыболовная компания”.

Александр Кан обвиняется по ч. 2 ст. 210 УК РФ (участие в преступном сообществе в целях совершения особо тяжких преступлений), ч. 3 ст. 226.1 УК РФ (контрабанда стратегически важных ресурсов), ч. 4 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей).

В Прокуратуре Приморья сообщили, что Кан-младший отвечал за подготовку и подписание фиктивных контрактов о поставках за рубеж по заниженной стоимости, находясь на посту директора ООО “Курильский универсальный комплекс”. Он также занимался обеспечением добычи товара, получением разрешений на продажу краба в Японию, Южную Корею и Китай.

«Киты» дальневосточного рыбпрома: кто стоит за флагманами?

Краб, вывозимый из России, как утверждают правоохранители, декларировался по сниженной цене, хотя фактически поставлялся в несколько раз дороже от заявленной в таможенных органах. В результате компании-поставщики уклонились от уплаты пошлины на 9,2 миллиона рублей.

Общий вес контрабанды — свыше 3 тысяч тонн. Его стоимость оценивается в более чем 2,6 миллиарда рублей. 

Уголовное дело направили в суд Владивостока. Александр Кан, как и его отец, находится в международном розыске. Следственные мероприятия в отношении остальных скрывшихся участников дела продолжается.

Долг “крабового принца” Александра Кана погасят за счет имущества

Как начиналось дело “крабового короля”

В 2024 году на весь Дальний Восток прогремело дело о разгроме бизнес-империй Олега Кана и Дмитрия Дремлюги. Известным как “крабовый король” Кан-старший стал после серии расследований 2019 года, транслировавшихся на федеральных каналах страны. Заочно он проходил по двум уголовным делам. В их числе — организация убийства предпринимателя Валерия Пхиденко в 2010 году. Гособвинение запросило для Кана 19 лет колонии строго режима. 

Однако суд приговорил его к 17 годам колонии “строгача” и 1 году ограничения свободы. Защита “крабового короля” предпринимала попытки обжаловать решение, но безуспешно.

В Хабаровске суд вынес приговор Станиславу Неверову

Так, было установлено: убийство, совершенное 15 лет назад, Олег Кан организовал из-за подозрений, что Пхиденко “приложил руку” к покушению на его жизнь. “Король” нашел исполнителя — жителя Сахалина. Тот пригласил потерпевшего на деловую встречу во Владивосток, где и совершил преступление. 

— Следуя в г. Владивостоке поступившим от неизвестного лица по полученному телефону инструкциям, Валерий Пхиденко прибыл к ресторану «Три Богатыря», где неустановленный исполнитель в вечернее время произвел в находившегося в салоне автомобиля такси потерпевшего три прицельных выстрела в голову и грудь, повлекших его смерть, — рассказала пресс-служба Генпрокуратуры.

Помимо этого, Олега Кана обвиняют в организации преступного сообщества, контрабанде и уклонении от уплаты налогов, а также таможенных платежей. Сам “крабовый король” рассказал «Ведомостям» (16+) в 2020 году, что уголовные дела против него завели незаконно, а следствие назвал “ангажированным”. На тот момент, по словам самого обвиняемого, он находился в одной из стран Юго-Восточной Азии. 

В 2024 году Генпрокуратура подала иски к Олегу Кану (имел ВНЖ в Республике Корея) и Дмитрию Дремлюге (гражданину Украины) и компаниям, которые прокуроры сочли связанными с ними: «Приморская рыболовная компания», «Курильский универсальный комплекс», «Монерон», «Севрыбфлот», «Аквамарин», «Краб Марин», «Реал Девелопмент», «Рыбный остров», «Мерлион», «Прибрежный лов», «Краб ДМП» и другие. Им представили обвинения в нарушении запрета на добычу квотируемых биоресурсов иностранцами.

Переобъявлен. Ранее разыскивался: подробности уголовного дела экс-зампредседателя правительства Хабаровского края Сабурова

Как считают правоохранители, с 2019 по 2024 годы обвиняемые и их компании осуществляли «вылов крабов и иных морепродуктов, которые на внутренний рынок не поставлялись, а в полном объеме вывозились за рубеж».  Деньги выводились на иностранные банковские счета. Адвокаты ответчиков настаивали, что ВНЖ Олега Кана в Южной Корее — недостаточное обоснование для признания его иностранным инвестором. 

— По версии следствия, лидер преступного сообщества Кан с привлечением иных соучастников с 2014 г. по 2019 г. осуществил контрабандные поставки стратегически важных ресурсов за границу. При вывозе краб декларировался к поставке подконтрольным Кану и зарегистрированным в офшорных зонах иностранным компаниям по одной цене, а в действительности отгружался по цене, значительно превышающей заявленную при декларировании в таможенных органах. Преступный доход использовался для финансирования деятельности принадлежащих Кану организаций и созданного им преступного сообщества, — сообщали в пресс-службе управления Генпрокуратуры по ДФО.

Суд удовлетворил один из исков Генпрокуратуры 21 марта 2024 года. С фигурантов дела тогда взыскали около 358,7 миллиарда рублей. Иск был подан к Олегу Кану, членам его семьи и благотворительному фонду «Родные острова». 

К слову, “Дальневосточное обозрение” нашло яхту «крабового короля» в Хабаровске осенью 2023 года. Тогда во Владивостоке, где ранее размещалось судно, прошел ряд арестов недвижимости по делу Олега Кана. Не исключено, что это послужило одной из предпосылок к срочной передислокации «яхты» в другой регион и не менее оперативной смене юрлица. Новым владельцем яхты под названием “Хантер” стал Евгений Довидович. Их с “крабовым королем” как раз связывала работа в фонде “Родные острова”. Среди учредителей — компании, подконтрольные родственникам Олега Кана, в их числе и его сын Александр. 

Уже в апреле 2024 года компании, принадлежавшие Олегу Кану, по решению суда, перешли во владение Росимущества. В их числе — «Прибой-Т», «Монерон», «Рентэлит», «Курильский универсальный комплекс», «Симост Восток», «Приморская рыболовная компанию», «Севрыбфлот» и «Аквамарин».

Шлейф от «крабового короля» в Хабаровске

В начале мая 2024 года, по второму иску к рыбопромышленнику Дмитрию Дремлюге и его семье, Арбитражный суд Приморского края взыскал 17,4 миллиарда рублей с ряда компаний Дальнего Востока и аффилированных с ними лиц.

Суд признал недействительными ряд договоров о закреплении доли квот на вылов краба между Росрыболовством и компаниями-ответчиками. Представитель Генпрокуратуры, по сообщению РИА «Новости» (18+), также запрашивал «обратить взыскание на принадлежащие ряду ответчиков доли в обществах с ограниченной ответственностью», чья совокупная стоимость превышает 1,56 миллиона рублей. Речь идет о компаниях «Реал Девелопмент», «Рыбный остров», «Мерлион», «Апелла», пояснял «Интерфакс» (18+).

Контрабандный наследник

Дмитрий Пашов, депутат Сахалинской областной думы, был задержан в феврале 2021 года. Тогда он еще был владельцем крабодобытчика “Монерон”. Предположительно, его доставили в столицу Хабаровского края для участия в допросе по делу Олега Кана, экс-владельца “Монерона”, о незаконном вылове камчатского краба.

К слову, в 2020 году Пашов попал в лидирующие позиции рейтинга Forbes (18+) среди самых богатых госслужащих. По декларации за 2019 год его доход составил 6,23 миллиарда рублей. Год спустя он снова попал в рейтинг и занял третье место с доходом семьи в 6,29 миллиарда рублей.

Приговор в отношении Олега Кана вступил в законную силу

На тот момент, по данным “СПАРК” (18+), в его владении было 100% долей ООО “Монерон”. За 2019 года выручка компании составила 7,97 миллиарда рублей, прибыль — 4,84 миллиарда.

В 2022 году, по сообщению РИА «Новости», Дмитрию Пашову назначили 4,5 года лишения свободы за контрабанду и уклонение от таможенных платежей. 

“Крабовый король” умер?

В ходе судебного разбирательства, адвокаты Олега Кана представили свидетельство о смерти предпринимателя. Его выдали в Великобритании. Также защитники отметили, что в ЗАГСе отказались регистрировать эти документы. 

— Невозможно официально зарегистрировать в ЗАГСе, есть официальные отказы. Есть свидетельство, оно иностранное, там все переведено на русский язык, оно подтверждает смерть, оно передано в канцелярию, — цитирует ТАСС (18+) адвоката Олега Суханова.

О предполагаемой смерти Олега Кана стало известно еще в прошлом году. Тогда появился документ из европейской страны. Однако на тот момент защита подсудимого отрицала этот факт и назвала его “вбросом”. Сейчас Генпрокуратура отказывается принимать данные сведения и не верит в то, что “крабового короля” больше нет. В ведомстве сочли происходящее “инсценировкой”.

О кончине Олега Кана вновь заговорили, когда защита обвиняемого начала настаивать на закрытии уголовного дела.

Больше материалов о громких уголовных процессах с участием представителей бизнеса и власти Дальнего Востока читайте в рубрике «Криминал».

Вероника Строева 

Фото: пресс-служба фонда «Родные острова»

Экс-главу Советской Гавани осудили за хищение и злоупотребление полномочиями

Алла Мамеева пойдет под суд за мошенничество на Камчатке