За последние два десятилетия процесс цифровизации стал выступать важным источником роста и развития глобальной экономики. Без использования сети Интернет и соответствующих информационно-коммуникационных технологий сложно себе представить развитие современных торгово-экономических и социальных отношений, а также системы корпоративного и государственного управления в мире. Отставание в развитии цифровой экономики, под которой понимается деятельность по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними товаров и услуг, ведет к нарастанию долгосрочных рисков, которые связаны, прежде всего, с нарастанием общей неэффективности и снижением производительности экономики. В условиях непростых внешнеполитических отношений в мире важным мотивом в развитии собственной цифровой экономики на первый план выходит необходимость поддержания экономической безопасности государства. Поэтому практически во всех ведущих странах мира, к которым относятся Россия и Китай, придается большое значение развитию цифровой экономики. О специфике России и Китая в использовании цифровых технологий, а также о возможностях российско-китайского сотрудничества в данном направлении мы беседуем с доктором экономических наук, ведущим научным сотрудником Института экономических исследований ДВО РАН Дмитрием Изотовым.
— Каково значение цифровых технологий в развитии глобальной и российской экономики?
— Цифровые технологии и связанные с ними товары и услуги способствуют развитию глобальной экономики, снижая барьеры взаимодействий как внутри стран, так и между ними. Важной характеристикой цифровой экономики является ее широкое распространение на смежные секторы. Поэтому необходимо разделять прямой вклад цифровой экономики в ВВП с одной стороны и процесс цифровизации в экономике – с другой. Несмотря на то, что прямой вклад цифровой экономики в глобальный ВВП составлял около 6%, при занятости чуть более 2% в мире, тем не менее, к 2023 году цифровизация распространилась на 15% мировой экономики с перспективой увеличения до 20% в ближайшие годы, создавая возможности для оптимизации управленческих, производственных и логистических процессов и в целом расширяя масштабы глобального рынка труда. Успешное развитие цифровой экономики в мире предполагает обмен информационно-коммуникационными технологиями, представленными соответствующими товарами и услугами. Так, в начале 2020-х до четверти торговли товарами в мире приходилось на продукцию, отнесенную к цифровой экономике.
Важно заметить, если страна в рамках глобальной экономики не специализируется в выпуске товаров и услуг, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, а, например, сырьевых товаров, то вклад цифровой экономики в ВВП этой страны объективно будет сравнительно небольшим, при этом уровень цифровизации ее экономики может быть довольно заметным. Соответственно, если говорить о России, то доля цифровой экономики в ее валовой добавленной стоимости составляла не более 4%. Это меньше, чем в среднем в глобальной экономике. Тем не менее, несмотря на такой, казалось бы, скромный результат, уровень цифровизации России в начале 2020-х достиг почти 60%, за счет увеличения государственных расходов в цифровую инфраструктуру, в том числе в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», что привело к созданию массового рынка доступных цифровых услуг для населения и бизнеса. Поддержание роста цифровой экономики в России обеспечивалось приростом инвестиций в основной капитал, которые достигли пика в 2020 году, т. е. в начале пандемии COVID-19, в явном виде снизившись только в условиях введения широкомасштабных санкций к российской экономике в 2022-м. Развитие цифровой экономики в России поддерживалось как производителями, так и конечными потребителями, на что указывают практически неизменные пропорции в затратах на цифровые технологии и связанные с ними товары и услуги между организациями и домашними хозяйствами страны.

Не секрет, что спецификой экономики России является недостаточное развитие собственной электронной промышленности, особенно микроэлектроники. Продукция данных секторов ввозится на российский рынок из-за рубежа, в том числе для функционирования цифровой экономики страны. Эта структурная особенность не была серьезной проблемой в условиях отсутствия каких-либо серьезных барьеров для ввоза информационно-коммуникационных технологий из тех стран, которые специализируются в их экспорте. В результате, Россия стала в целом страной конечного спроса на импортные электронные товары, но ее доля на мировом рынке данной продукции была небольшой, не превышая одного процента. В условиях санкций Россия столкнулась с трудностями при закупке товаров для функционирования сектора информационно-коммуникационных технологий, которые в ряде случаев являются продукцией двойного назначения. Если ограничения 2014 года были довольно условными, поскольку не запрещали контрактных закупок процессоров собственной архитектуры на крупных зарубежных фабриках (главным образом, на Тайване), то широкомасштабные санкции 2022 года нивелировали такие возможности, указав на необходимость изолированного функционирования российского цифрового сектора с опорой на импорт микроэлектроники для коммерческого сектора по альтернативным логистическим маршрутам либо из дружественных стран, одной из которых является Китай.
— Россия и Китай сближаются в условиях внешнего давления со стороны западных стран. Каково значение цифровых технологий в развитии экономики Китая и насколько масштабными являются торговые взаимодействия России с КНР в рамках сектора информационно-коммуникационных технологий?
— Доля цифровой экономики в валовой добавленной стоимости КНР составила около 10%, а доля занятых в секторе информационно-коммуникационных технологий – менее 5%. Казалось бы,это сравнительно небольшие цифры. Однако цифровые технологии являются важнейшим элементом развития Китая, поскольку совокупная доля цифровой экономики и смежных с ней секторов к 2023 году составила более 40% экономики КНР и чуть менее трети занятых страны. Следует заметить, что эффективность капиталовложений в данный сектор была высокой, поддерживая развитие сферы услуг и промышленного производства, в том числе в рамках реализации государственных программ – «Стратегии развития информатизации КНР» и «14-го Пятилетнего плана» в части развития цифровой экономики. Китай делает ставку на внедрение цифровых, коммуникационных и новейших производственных технологий, связанных с новыми материалами; промышленным Интернетом вещей; сетей связи пятого поколения, технологии блокчейн и больших данных; технологий автоматизации и удаленного управления, дополненной и виртуальной реальности, 3D-печати; чипов искусственного интеллекта; телемедицины; облачных технологий; новейших средств коммуникации; чат-ботов; цифровой валюты; жидкокристаллических дисплеев нового поколения.

Рассматривая развитие китайской цифровой экономики необходимо учитывать, что Китай — крупнейший производитель и экспортер товаров сектора информационно-коммуникационных технологий в мире, вносящий вклад в валовую добавленную стоимость данного сектора и смежных с ним секторов экономики. Доля Китая в торговле товарами сектора информационно-коммуникационных технологий в мире увеличилась с 9,8% в 2000 году до 36,5% в 2023-м. Но примерно с 2015 года эта доля сохраняется на одном и том же уровне, поскольку Китай столкнулся с конкуренцией со странами с более низкими издержками (Вьетнам, Индия), а также с ограничениями западных стран.
В результате санкций, введенных против российской экономики со стороны западных стран и давления этих же стран на КНР, Россия и Китай неизбежно стали наращивать торгово-экономические взаимодействия друг с другом по различным направлениям, в том числе в цифровой экономике. Так, к 2023 году за счет массовых поставок на российский рынок доля Китая составила почти 72% от внешней торговли России товарами сектора ИКТ, составив около 25 миллиардов долларов. Несмотря на то, что Китай стал доминировать на российском рынке, доля России в китайском экспорте данной продукции составляла менее 3%, поскольку российский корпоративный сектор практически не участвует в производственных цепочках глобального сектора информационно-коммуникационных технологий, в отличие от стран Восточной Азии и США.

— Означает ли это, что цифровая экономика в России не так стремительно развивается, как в Китае?
— При ответе на этот вопрос необходимо учитывать один нюанс: по причине разной структуры экономики и внешней торговли двух стран сравнение уровней развития корректно проводить по качественным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития информационно-коммуникационных технологий, который оценивается Организацией Объединенных Наций. Чем выше значение этого индекса, тем доступность к интернету является более массовой и качественной в стране. С точки зрения динамики этого индекса наблюдалось улучшение позиций для России и Китая. Несмотря на широкомасштабные санкции, по этому индексу Россия приблизилась к развитым странам, опережала китайские и среднемировые значения.
В 2024 году по трафику мобильного интернета (86,9 ГБ на подписчика в год) и доле лиц, имеющих мобильный телефон (чуть менее 100%), Россия превосходила развитые страны (78,5 ГБ и 98,3%) и Китай (83,2 ГБ и 87,4% соответственно). Но по массовости доступа населения к интернету (90,4%) Россия уступала развитым странам (91,6%), а по доле населения, использующего мобильную сеть продвинутого формата – Китаю (92,6% и 99,9% соответственно). Это обстоятельство указывает на необходимость переоснащения российских мобильных сетей под более технологичный формат, что не было проведено до пандемии и в условиях широкомасштабных санкций.
Можно предположить, что данное переоснащение можно осуществить с помощью китайских технологий, однако в таком случае возрастают риски как от тесной «привязки» функционирования российской цифровой экономики к Китаю, так и вторичных санкций к китайскому корпоративному сектору. В любом случае как государство, так и бизнес будут изыскивать возможности для поддержания надежности цифровой экономики России, несмотря на имеющиеся ограничения. В двух странах также наблюдалось стремление развить отечественный рынок цифровых услуг для бесперебойного функционирования экономики и государственного управления, особенно в условиях непростых отношений с западными странами.

Другим важным аспектом развития цифровой экономики стало внедрение технологий искусственного интеллекта. Среди комплексных показателей развития данных технологий выделяется индекс готовности правительств к искусственному интеллекту, который позволяет определить, насколько страны готовы к внедрению этой технологии в механизм функционирования национальной экономики и государственного управления. Анализ значений данного индекса показал, что Китай и Россия являются ведущими странами мира по внедрению этих технологий в свои социально-экономические системы, поскольку к 2024 году входили в число экономик с высокими значениями данного индекса.
Это означает, что в целом и Россия, и КНР являются более открытыми к внедрению новых цифровых технологий, по сравнению с большинством стран мира. Следует заметить, что по данному показателю Китай опережал Россию, однако ее отставание от КНР сокращалось, прежде всего за счет опережающего развития инфраструктуры, а также улучшения общих навыков и практик внедрения искусственного интеллекта в сферу государственного управления. В свою очередь, Китай сделал ставку на развитие искусственного интеллекта в технологическом секторе, вероятно, для снижения общих издержек в выпуске товаров.

Поэтому две страны в настоящее время имеют определенные успехи в развитии цифровой экономики. При этом масштаб цифровой экономики определяется долгосрочной специализацией экономик: Россия экспортирует преимущественно сырьевые товары, а Китай – разнообразную промышленную продукцию, в том числе сектора информационно-коммуникационных технологий. Тем не менее, в условиях широкомасштабных санкций существенно сужаются возможности для развития в России массового производства сложных инвестиционных и потребительских товаров на основе цифровых промышленных технологий.
— Каковы возможности и ограничения для сотрудничества России и Китая в рамках цифровой экономики? Какие возможности имеются для Дальнего Востока?
— Если говорить объективно, то основой для такого рода сотрудничества является высокий уровень развития цифровой экономики России и Китая по сравнению с большинством стран мира. В целом необходимые капиталовложения в инфраструктуру функционирования цифровой экономики двумя странами уже осуществлены, при этом в России необходимо улучшение технических параметров мобильных сетей.
На фоне имеющихся барьеров со стороны западных стран процесс движения друг к другу экономик двух стран способствует взаимодействиям в рамках цифровой экономики, но при очевидном доминировании КНР. Тем не менее, это формирует условия для расширения, прежде всего электронной торговли товарами и услугами, а также обмена технологиями, снижения барьеров для взаимодействия бизнеса двух стран, проведения совместных исследований в рамках создания и адаптации информационно-коммуникационных технологий. Россией может быть учтен опыт трансляции положительных эффектов внедрения китайских цифровых технологий на другие отрасли экономики. Например, в Китае энергетический сектор и сельхозпроизводители оснащаются передовыми цифровыми технологиями, которые могут быть адаптированы в российских условиях.
В условиях широкомасштабных санкций участие России в реализуемой Китаем инициативе «Один пояс – один путь» было поставлено на паузу. Но в случае смягчения геополитических рисков и вхождения России в данную инициативу, может быть создана совместная цифровая инфраструктура, осуществлено внедрение соответствующих технологий в промышленное производство, энергетику, транспорт и в финансовую сферу. Также возможно ожидать содействие со стороны КНР в широком распространении системы электронных платежей в цифровой валюте и технологии 5G для надежных каналов связи. Совместное развитие цифровой экономики двух стран, помимо санкций, в том числе вторичных, по всей видимости, ограничивается вопросами национальной безопасности, отсутствием интеграционного соглашения между странами, а также особенностями российской экономики, сдерживающими промышленную кооперацию двух стран.
Логистический Рубикон: как Разворот на Восток подстегнул товарооборот в ДФО
Что касается российского Дальнего Востока, то ввиду малого масштаба рынка, его доля в затратах на внедрение и использование цифровых технологий в России составляла лишь 2,3% в 2023 году, а доля Москвы – около 63%, указывая на сосредоточение цифровой экономики в центральной агломерации страны. Наблюдалось отставание Дальнего Востока от средних по стране показателей, таких как доля населения, подключенного к мобильной связи; обеспечение организаций серверами; применение «облачных» сервисов, промышленного Интернета вещей, искусственного интеллекта и цифровых платформ; использование организациями мобильного интернета (в том числе по скорости доступа) и электронного документооборота.
Однако отставание макрорегиона от России в целом по большинству перечисленных параметров не было значительным, а по доле населения, пользующегося сетью Интернет Дальний Восток (88,1%) опережал средний по стране показатель (87%). Следует заметить, что близость к странам АТР и к Китаю в частности, уже позволила создать на Дальнем Востоке за счет импорта сравнительно крупную торгово-производственную сеть аппаратного обеспечения цифровой экономики. При этом развитие цифровой экономики Дальнего Востока возможно рассматривать исключительно через призму функционирования сектора информационно-коммуникационных технологий России.
Очевидно, что в условиях «разворота на Восток» России внедрение информационно-коммуникационных технологий в экономику Дальнего Востока необходимо для снижения издержек, связанных с его огромной протяженностью в пространстве, низкой плотностью населения и значительной удаленностью от других регионов страны и даже соседних стран. При этом следует заметить, что и в России, и в Китае наблюдается довольно неравномерное развитие цифровой экономики в регионах, расположенных на границе двух стран, а для решения этой проблемы потребуются капиталовложения. В новых условиях регионы юга Дальнего Востока, непосредственно примыкающие к Транссибирской магистрали, могут в первую очередь получить импульс в развитии соответствующей инфраструктуры, расширении и в облегчении доступа к магистральным каналам связи нового поколения. В целом, при соблюдении мер национальной безопасности, сотрудничество с Китаем в развитии цифровой экономики как для России в целом, так и для Дальнего Востока в частности может способствовать снижению различного рода издержек и способствовать связанности экономического пространства в условиях санкционного давления западных стран.
Больше аналитических материалов об экономическом сотрудничестве России и Китая читайте в рубрике «Дальневосточого обозрения».
Подготовила Ирина Северцева
Подрядчики больших дорог: кто правит бал в автодорстрое Дальнего Востока

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке