Российско-китайское партнерство продолжают набирать обороты, открывать новые возможности для бизнеса обеих стран, и это неслучайно. Руководство России и Китая создали серьезный фундамент для интенсификации внешнеполитических и экономических взаимодействий двух стран. За последнее десятилетие, в условиях введения различного рода ограничений со стороны западных стран, РФ и КНР стремятся увеличить масштаб торгово-экономических взаимодействий. Об успехах России и Китая в данном направлении и о возможностях для развития экономики Дальнего Востока от сближения с рынком Поднебесной редакция газеты «Дальневосточное обозрение» (16+) побеседовала с доктором экономических наук, ведущим научным сотрудником Института экономических исследований ДВО РАН Дмитрием Изотовым.
Торговля с Китаем: роль России и перспективы Дальнего Востока
— Какова роль китайской экономики в мире?
— Роль Китая в глобальной экономике является одной из ключевых. По состоянию на 2024 г. Китай по размеру ВВП был второй национальной экономикой в мире, уступая только США, а также он вошел в группу стран с высоким средним доходом на душу населения (среднедушевой ВВП составил 13,3 тыс. долл.), став одним из наиболее емких рынков в мире. Помимо важнейшего источника роста для глобальной экономики, Китай обеспечивает ее стабилизирующую функцию за счет бесперебойного функционирования цепочек добавленной стоимости в рамках производственной кооперации и поддержки спроса на традиционные товары, в том числе во время кризисных периодов в мире. КНР является мировым лидером в выпуске широкого спектра продукции как потребительского, так и инвестиционного назначения, а также сырьевых товаров. Китай тесно интегрирован в глобальную экономику и вносит заметный вклад в международную торговлю. В результате долгосрочного превышения экспорта над импортом, Китаем был накоплен крупнейший в мире объем золотовалютных резервов. Помимо этого, Китай также стал одним из важнейших глобальных кредиторов, особенно для развивающихся стран. Китайская экономика долгое время развивалась на основе привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), однако, за последнее десятилетие Китай стал позиционироваться как один из крупнейших экспортеров прямого капитала за рубеж. В результате, влияние КНР растет по многим направлениям, втягивая в орбиту его интересов многие страны и регионы мира, к числу которых относится Россия.
— Насколько важным для КНР является взаимодействие с российской экономикой и какое место занимает Китай во внешнеэкономических связях России?
— Взаимодействие с российской экономикой всегда находилось в числе приоритетов для китайского руководства, по той простой причине, что наши страны являются близкими соседями с довольно протяженной сухопутной границей. За последнее десятилетие заметно усилилась заинтересованность руководства России и Китая в развитии и углублении стратегического партнерства друг с другом. На фоне обострения конкуренции на рынках западных стран, китайские компании рассматривают рынки других стран, в том числе России, как для диверсификации источников импорта сырьевых товаров, так и для расширения экспорта. Так, Китай довольно быстро нарастил свой экспорт в Россию по многим товарным группам, предъявляя спрос на российскую продукцию, главным образом, на сырьевые товары.
За последние десять лет динамика товарооборота между странами была довольно впечатляющей: с 2015 г. по 2024 г. произошло увеличение данного показателя в 3,6 раза (c 68,0 млрд долл. до 244,8 млрд), в то время как торговля Китая с глобальной экономикой выросла только в 1,6 раза (с 3,8 трлн долл. до 6,1 трлн). По итогам 2022–2024 гг., в условиях беспрецедентных санкций к российской экономике со стороны западных стран, Китай стал главным торговым партнером для России, а в 2024 г. российская экономика вошла в семерку крупнейших торговых партнеров КНР. С 2018 г. объемы российского экспорта в Китай устойчиво превышали объемы импорта из КНР в Россию за счет опережающих поставок российских сырьевых товаров на китайский рынок. Основными сырьевыми товарами, импортируемыми в Китай, являлась продукция топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов. Наращивание ввоза топливно-энергетических товаров из России на китайский рынок осуществлялось как с помощью нефтяной и газовой трубопроводной инфраструктуры («Восточная Сибирь-Тихий океан» и «Сила Сибири»), так и поставками нефти, нефтепродуктов и угля морским и железнодорожным транспортом, а также сжиженного природного газа (СПГ) из проектов «Ямал-СПГ» и «Сахалин-2». Также, китайский рынок становится основным внешним рынком сбыта для рыбной отрасли Дальнего Востока России.

Постепенно увеличиваются объемы поставок из России в Китай продукции растениеводства, а также удобрений и продукции цветной металлургии. Несмотря на увеличение поставок, общую ситуацию стало усугублять введение потолка цен на российскую нефть со стороны западных стран, а транспортные компании стали отказываться перевозить данный товар из российских портов, в том числе из Дальнего Востока. Но ценовой потолок не распространяется на трубопроводные поставки нефти, что позволяет России практически беспрепятственно поставлять данную продукцию по дальневосточному направлению на рынок Китая.
Однако, в целом, ввиду значительных расстояний и увеличения стоимости транспортировки общая выручка для российских компаний сокращается, а Китай еще не является премиальным рынком для угля и СПГ в АТР. При этом приток прямых инвестиций из Китая был традиционно небольшим, но многое может измениться в условиях оттока капитала западных стран из российской экономики, например, при условии создания зоны свободной торговли, а также участия России в китайской инициативе «Один пояс – один путь», которое было «заторможено» в условиях санкций.
— Вы упомянули Дальний Восток при взаимодействии России с Китаем. На ваш взгляд, в обозримой перспективе какие процессы могут способствовать экономическим взаимодействиям Дальнего Востока с КНР?
— Возможности непосредственного включения России в процесс торгово-экономического сближения с КНР могут быть увязаны с целями по развитию экономики Дальнего Востока. За последние годы Дальний Восток стал позиционироваться как важный элемент торгово-экономических взаимодействий России с Китаем. В начале 2020-х годов Китай сохранял лидирующие позиции во внешней торговле Дальнего Востока России, опередив Японию и Республику Корея, вначале за счет импорта, а далее – экспорта в условиях санкций. Следует заметить, что расширение российско-китайских торгово-экономических взаимодействий сдерживалось отсутствием инфраструктурных возможностей для масштабной переориентации товарных потоков России с европейского рынка на рынок стран АТР, которые могут пройти через территорию ДВ, особенно в его южной части. Соответственно, расширение пропускной способности как приграничной, так и транспортной инфраструктуры в наших южных регионах способно нарастить экспорт как традиционных, так и новых товарных групп на китайский рынок. Возможным способом для увеличения российских поставок транзитом через дальневосточные регионы на китайский рынок может послужить расширение пропускной способности транспортной инфраструктуры в рамках «Восточного полигона» РЖД и модернизации дальневосточных портов.
Инфраструктура готова: «Дальтрансуголь» может переваливать 32,8 млн тонн в год
Приграничные регионы Китая (Хэйлунцзян, Цзилинь и Внутренняя Монголия), имеющие доступ к двусторонней сухопутной транспортной инфраструктуре, могут нарастить товарооборот с Дальним Востоком и в целом с российским рынком. Для бесперебойного производственного процесса в приграничных регионах КНР и на юге Дальнего Востока могут быть расширены и созданы новые логистические центры для снабжения необходимыми материалами и комплектующими предприятий на территории России. Поставка топливных и энергетических товаров из России, в том числе из дальневосточных регионов (Якутия, Сахалинская и Амурская области), на китайский рынок, очевидно, будет продолжена в рамках «Восточного вектора» российской энергетической политики. Помимо рыбной и лесной продукции, готовых пищевых товаров, также возможно расширение поставок зерновых культур из южных регионов Дальнего Востока.
В условиях расширения санкций против российской экономики со стороны западных стран большее преимущество на рынке Дальнего Востока и России в целом может получить продукция, выпускаемая в Китае компаниями регионального уровня, которая будет иметь ценовое преимущество при замещении на дальневосточном рынке аналогичных товаров из недружественных стран. Возможно, китайские компании будут постепенно, чтобы не попасть под вторичные санкции, использовать различные механизмы доступа к сырьевым ресурсам России в целом и Дальнего Востока в частности, а также поощрять переключение логистики поставок российских сырьевых товаров с глобального рынка на китайский. В случае обоюдных договоренностей может быть направлен китайский капитал в проекты на Дальнем Востоке России.
На ближайшую перспективу основной задачей является максимально активное присутствие на внутреннем рынке Китая отечественного бизнеса для преодоления барьеров межпровинциальных взаимодействий. Имеющиеся оценки указали на то, что поставки российской продукции в регионы КНР в целом сталкиваются с бОльшими барьерами по сравнению с вывозом продукции из китайских регионов на российский рынок. В таких условиях отечественным поставщикам необходимо диверсифицировать поставки товаров между регионами КНР с целью обхода посредников и освоения новых региональных рынков сбыта в Китае. Безусловно, это будет непросто, но в случае успеха интенсивность торговых взаимодействий может возрасти. По всей видимости, при создании соответствующей инфраструктуры важное значение может также иметь привлечение китайских туристов на Дальний Восток. В целом, снижение барьеров торгово-экономических взаимодействий Дальнего Востока с рынками близлежащих китайских регионов, в том числе за счет сооружения современной приграничной и транспортной инфраструктуры, введения специальных экономических режимов для капитала из КНР (например, опыт «китайских» зон в Мавритании, Алжире, Эфиопии и Нигерии для последующего экспорта товаров на китайский рынок) может увеличить торгово-экономические взаимодействия, способствуя обоюдным положительным экономическим эффектам.
Больше интервью с представителями власти, бизнеса и ведущими экспертами Дальнего Востока читайте в рубрике по ссылке.
Беседовала Ирина Северцева
Зеленый путь: как Сахалин движется к углеродной нейтральности

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке