Ежегодно главы администраций муниципальных, городских округов и муниципальных районов докладывают в высший исполнительный орган власти о достигнутых значениях социально-экономических показателей, чтобы высшее руководство смогло оценить эффективность деятельности органов местного самоуправления. Чтобы эту деятельность смогли оценить все остальные, доклады размещаются в сети «Интернет». Воспользовавшись данной возможностью, газета «Дальневосточное обозрение» (16+) решила проанализировать на своих страницах деятельность ОМСУ Хабаровского края. Продолжая знакомиться с оценкой эффективности, рассмотрим: как в Хабаровском крае (точнее — в каждом конкретном муниципалитете) поддерживают в норме дороги. И есть ли вообще что поддерживать?

Накануне

Случилось все же. В Хабаровске прокуратура инициировала привлечение заместителя мэра города к административной ответственности за ненормативное состояние автомобильных дорог, сообщает телеграм-канал ведомства (18+).

Проверку проводила прокуратура Центрального района, и надо полагать, речь идет о дорогах в одном районе краевой столицы. Но чтобы поддержать действия прокуратуры автомобилисту можно даже не выезжать из центра Хабаровска, достаточно будет, к примеру, улицы Ленина. Возможно, преувеличиваю, но, показалось, в этом году трещины и выбоины на дорожном полотне особенно глубоки, часты и опасны.

Прокуратура описывает ситуацию без эмоций: «Надзорным ведомством установлено, что участки автомобильных дорог в краевом центре не соответствуют нормативным требованиям, что способствует увеличению аварийности и травматизма на улично-дорожной сети города».

Мэр Хабаровска Сергей Кравчук в пояснительной записке к докладу об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления считает, что доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог в 2024 году составила 14,45 %.

«Значение показателя согласовано с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, — пишет мэр и докладывает о результатах работы в 2024-м: — Благодаря участию в национальном проекте «Безопасные качественные дороги» произведен ремонт 33 участков улично-дорожной сети общей протяжённостью более 25 км…На ремонт дорог и объектов благоустройства в 2024 году направлено 347,9 млн руб. средств бюджета города и 1 431,4 млн руб. средств субсидий из краевого бюджета».

Дороги в Хабаровском крае: значение ноля

Среди муниципальных образований Хабаровского края Хабаровск занял 6 место в номинации «Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения». Напоминаем, мы обозреваем доклады глав муниципалитетов по оценке эффективности деятельности властей. Всего же таких мест в нашем антирейтинге вышло 12. Мы составляли его от максимального значения к минимальному. Показатели Аяно-Майского, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, Солнечного, имени П. Осипенко (теперь и он участвует в нашем обзоре!) районов, а так же Бикинского и Охотского округов в данной строке доклада равны нулю, а значит, смеем предположить, все дороги там соответствуют нормативам.

«Автомобильные дороги общего пользования местного значения представлены уличной дорожной сетью протяженностью 51,8 км, отвечающие нормативным требованиям. Межселенные автомобильные дороги муниципального значения отсутствуют. Существуют временные автозимники общей протяженностью 445 км», — пишет, к примеру, глава Аяно-Майского района.

Согласимся, содержать 51 километр в порядке проще, чем 217,7 с таким интенсивным движением, как в Хабаровске.

Однако ноль может ввести в заблуждение. Почитаем пояснительную записку главы Солнечного района, и станет чуть понятнее значение ноля.

«В целом по району протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 227,742 км, в том числе, дорог находящихся в ведении поселений – 227,148 км, в ведении района – 0,594 км. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения по состоянию на 01.01.2025 составляет 73,05 %, при этом доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения района, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения района составляет 0%. В плохом состоянии находятся дороги, находящиеся в ведении поселений», — говорится в нем.

Получается не районные власти сработали без эффекта, поселенческие.

Гарантийное обслуживание дорог началось в одном из районов Хабаровского края

Похожая картина в Нанайском районе. Из 813,7 км доля районных муниципальных дорог составляет 11 км, или 1,4%. Ноль в отчете обеспечен. А между тем случиться может всякое. Пример из пояснительной записки главы.

«В рамках восстановления дорожной инфраструктуры в с. Троицкое после строительства объекта «Строительство системы централизованного водоснабжения в с. Троицкое Нанайского муниципального района Хабаровского края» приняты и оплачены работы по муниципальным контрактам на сумму 4 925,607 тыс. руб., из которых 688,08 тыс. руб. оплачены за счет средств местного бюджета.

В рамках заключенного муниципального контракта от 20 сентября 2024 г. между администрацией сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края и ООО «ХАБСТРОЙ ДВ», проведены работы по устройству асфальтобетонного покрытия на общую сумму 14 263,68 тыс. руб., работы не приняты в связи с выявленным несоответствием фактически выполненных работ требованиям нормативно-технических документации и условиям контракта. Муниципальный контракт расторгнут в одностороннем порядке», — написано в нем.

Дороги в Хабаровском крае: езда по направлениям

Более-менее разобравшись с нолем, обратим внимание на лидеров нашего антирейтинга, те муниципалитеты, где показатели высоки. В первую пятерку вырвались Совгаванский, Вяземский, Ванинский, Ульчский и имени Лазо районы. И судя по цифрам в отчетах, здесь не то что автомобиль, конь не валялся – в четырех муниципальных образованиях показатели не менялись с 2023 года. Лишь Вяземский район улучшил долю на 0,3%. Причины?

«В дорожной отрасли имеются системные проблемы, связанные с недофинансированием. Так, проблемным вопросом является состояние мостовых сооружений на местных дорогах. Всего в районе 26 таких сооружений, мощностью 1000 погонных метров, из них 13 потенциально аварийные», — объясняет ситуацию глава района им. Лазо.

Прогноз главы неутешителен: и в 2027 состояние дорог лучше не станет.

Похоже, на недостаточное финансирование намекает и пояснительная записка главы Ванинского теперь уже округа: «В собственности района по состоянию находится пять автомобильных дорог общего пользования общей протяженностью 61,591 км, в том числе два объекта с асфальтобетонным покрытием протяженностью — 5,825 км, три объекта с грунтовым покрытием, протяженностью — 55,766 км. Муниципальный дорожный фонд 2024 года составил 32562,210 млн. рублей (2023 г. 33085,000 млн рублей)». И здесь не теплится надежда: «Прогнозный показатель на плановый период 2025 – 2026 гг. составляет 47,25% из-за уменьшения протяженности автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям, в связи с использованием средств субсидии, предоставляемой из краевого бюджета в 2025 году на софинансирование расходных обязательств по капитальному ремонту…»

Глава Совгаванского района даже не пытается ничего объяснить, просто констатирует: «За 2024 год показатель рассчитывается в отношении автомобильных дорог местного значения муниципального района. Общая протяженность — 4,8 км, из них 4,6 км не соответствуют нормативным требованиям (грунтовые)».

О состоянии дорог во всех муниципальных образованиях вы можете судить из приводимой нами таблицы.

дороги в хабаровском крае
Дороги в Хабаровском крае: какой процент в районах не соответствует нормативным требованиям

Справедливости ради (замечая, что доля дорог, за которые ответственны районные и окружные власти не велика в общем километраже) скажем, что содержание дорог в нормативном порядке не ложится тяжким грузом на плечи сельских и поселковых администраций, существуют межмуниципальные, краевые трансферты, дороги частные, на эти средства полотно под колесами пытаются привести в порядок. Да, наверное, средств недостаточно, но для показателей в отчете сей факт значения не имеет. Он имеет значение для тех, кому по дорогам ехать.

Или самолетом можно долететь?

«В Хабаровском крае не должно быть окраин»,— неоднократно подчеркивал цель губернатор Дмитрий Демешин, потому что, цитировал он президента, «главная задача всех ветвей власти заключается в том, чтобы обеспечить интересы наших людей». Состояние дорог или даже их отсутствие волнуют в Хабаровском крае многих. Помните, еще в начале своего пребывания в должности Дмитрий Демешин побывал с рабочими визитами в разных уголках региона.

«На меня люди буквально напали в поселке им. Горького: «Дмитрий Викторович, проедьтесь по Восточному шоссе». Развернул машину и убедился лично: просто не проехать в отдельных местах. Одни ямы и ухабы», — рассказывал губернатор об одном из случаев.

Демешин: «Сфера дорожного хозяйства Хабаровского края нуждается в перезагрузке»

И появилось поручение — создать Атлас проблемных объектов Хабаровского края.

«Я хочу видеть в нем все убогие дороги, недострои, бараки, всю критику людей»,— настаивал Дмитрий Демешин.

Очевидно, что в этом разрезе содержание дорог должно было стать одной из приоритетных задач для глав муниципалитетов.

Вставим и мы свои пять копеек, перейдем к строке №7, которая называется «Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения муниципального, городского округа (муниципального района)». И здесь первое место антирейтинга разделили два района: Аяно-Майский и Тугуро-Чумиканский. В них 100% жителей не имеют возможности в желаемое время попасть в административный центр. Почти 45% жителей Ульчского района с трудом добираются до Богородского. На третье место по труднодоступности районного центра, едва появившись в нашем обзоре (наконец, удалось разыскать доклад главы), вышел район имени Полины Осипенко, хотя цифры и отличаются от антилидеров в несколько раз — всего-то 26,8% населения не имеет регулярного сообщения с центром. Правда, показатель на процент увеличился. Евгений Гончаров объясняет это тем, что по сравнению с 2023 годом показатель увеличился в связи со снижением численности населения в пунктах, имеющих регулярное автобусное сообщение с административным центром. Всего же в состав муниципального района входит 5 сельских поселений, представленных 10 населенными пунктами. Регулярное автобусное сообщение осуществляется между тремя населенными пунктами Бриаканского сельского поселения. Среднегодовая численность населения в них 802 человека.

«Дорожная инфраструктура района, связи между районным центром и северо-восточной частью района (Херпучинское поселение, село Удинск) не имеет. Транспортная связь районного центра с селом Владимировка имеется, но организация регулярного транспортного сообщения в настоящее время не представляется возможным ввиду не законченных работ по оформлению имеющегося участка дороги. Жители данных сельских поселений для выезда в районный центр используют личный или наемный транспорт», — объясняется глава.

Как личный или наемный транспорт попадает в эти места, вопрос. Наверное, по зимнику?

Портфель (не) вышел в плюс: разбираем, как муниципалитеты Хабаровского края привлекают инвестиции и поддерживают бизнес

Четвертое место у Охотского округа — 8,96%.

«В транспортном отношении Охотское побережье относится к числу достаточно сложных. Эти сложности определяются удаленностью от материковых портов, малыми сроками навигации (с конца мая до начала ноября), неблагоприятными климатическими условиями, отсутствием разветвленной сети автодорог», — говорит окружной голова Максим Климов.

дороги в хабаровском крае
Дороги в Хабаровском крае: какой процент населения районов не имеет регулярного сообщения с центром?

Но, надо полагать, и остальным 90% добираться в Охотск не просто. Цитируем руководителя: «С 2014 года в рп. Охотск организовано восстановление твердого покрытия автомобильных дорог. В 2024 году ямочный ремонт ранее забетонированных дорог выполнялся в рамках гарантийных обязательств муниципального контракта. В целях снижения запыленности на улицах окружного центра и, как результат, исключения негативного влияния пыли на здоровье населения, необходимо продолжение работ по восстановлению дорожного покрытия в округе, что в условиях ограниченности средств в бюджете округа является затруднительным. Хабаровским управлением автомобильных дорог в рамках исполнения государственного контракта с 20.07.2024 начались работы по ремонту моста через р. Кухтуй на км 11+275 автомобильной дороги «Подъезд к п. Аэропорт – рп. Охотск». Планируемый срок завершения работ до 30.11.2024». Здесь прервем дозволенные главе речи, чтобы обратить внимание на последнюю фразу, написанную в апреле 2025-го.

Планируемый срок указан, а что с приемкой? Возможно, нам поможет разобраться декабрьская публикация «Охотско-эвенской правды» (16+)?

«Из-за волнения общественности по поводу состояния кухтуйского моста, являющегося важным связующим звеном по маршруту Охотск — Аэропорт, «ОЭП» был направлен письменный запрос в КГКУ «Хабаровскуправтодор», — пишет Алексей Жуков.

5 декабря редакция получила ответ от заместителя начальника КГКУ П. П. Лычева, в нем в частности говорится, что мост через реку Кухтуй должны сдать к началу сентября 2025. В марте этого года пресс-служба правительства края сообщала, что работы по мосту идут полным ходом.

На пятом месте с показателем менее 6% Николаевский район. Хабаровск, с дорог которого мы начинали материал, делит почетное в антирейтинге последнее место с Комсомольском-на-Амуре и районами, где вместо дорог одни направления. Хотя, сдается, у жителей крупных городов региона найдется немало претензий к работе автотранспорта. Интересная ситуация складывается в Совгаванском районе: почти при 100% дорог в ненадлежащем состоянии — 4,6 км из 4,8, все жители муниципального образования все-таки могут воспользоваться автобусом для поездки в Советскую Гавань. Вот всем бы так.

Хорошая новость: на одном из заседаний президиума правительства края губернатор Дмитрий Демешин поставил задачу в течение лета провести полную паспортизацию всех дорог.

«Это ответственность регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства и глав муниципалитетов. Нам нужно составить объективную картину состояния всей улично-дорожной сети региона и выделять средства в первую очередь на самые проблемные участки», — написал губернатор в своем телеграм-канале (18+).

По новому нацпроекту «Инфраструктура для жизни» в 2025 году в Хабаровском крае обновят 127,4 км региональной дорожной сети. Ремонт выполнят на 23 объектах в Амурском, Ванинском, Комсомольском, Ульчском, Хабаровском и имени Лазо районах. Ездить станет веселее.

Цикл материалов об эффективности работы органов местного самоуправления Хабаровского края — в подборке сайта «Дальневосточное обозрение».

Фото: сайт Хабаровского Крайпотребсоюза

Подрядчики больших дорог: кто правит бал в автодорстрое Дальнего Востока

В этом году на дороги Хабаровского края планируют потратить 5,8 млрд рублей