Продолжая серию публикаций, где мы оцениваем работу по привлечению инвестиций, без которых развитие Дальнего Востока немыслимо, рассмотрим ситуацию в Хабаровском крае. К анализу есть и повод: не так давно в регионе побывал полпред президента Юрий Трутнев, отметив ход реализации крупных инвестиционных проектов.

—  Хабаровский край – один из лидеров по привлечению инвестиций на Дальнем Востоке. Здесь с государственной поддержкой реализуется 145 инвестиционных проектов. Создано более 15,3 тыс. рабочих мест, введено 63 предприятия, — подчеркнул Юрий Трутнев.

Правительство Хабаровского края продолжает активно привлекать в регион инвесторов. Так, уже в 2025 году планируется запустить ряд новых проектов, под которые будут сформированы площадки в ТОР «Хабаровск», продолжится также работа по проектам резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ). Поддержка оказывается в рамках федерального проекта «Повышение инвестиционной активности» нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика».

Инвестклимат в Хабаровском крае

В настоящее время на 39 инвестиционных площадках Хабаровского края реализуется проекты 112 резидентов ТОР. Объем заявленных инвестиций – 402,2 млрд рублей, планируется открыть 15 910 новых рабочих мест. Фактически инвестировано 273,6 млрд рублей, создано 9 591 рабочих мест. В 2024 году привлечено 17 новых резидентов ТОР. Границы ТОР расширены под 3 новые инвестплощадки общей площадью 18 га» – сообщал краевой Минэкономразвития в январе 2025 года.

Инвестиции переупакуют: Дмитрий Демешин назначил ответственных за проекты

Пока итоги 2024 окончательно не подведены, а потому объективно можно опираться только на данные далекого уже, но весьма знаменательного 2023-го, когда край поднялся на 11 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Рост тогда вышел прямо скажем колоссальный: с 281,4 млрд руб. вложений в предыдущем периоде до 418 млрд рублей по окончанию прорывного года, на 148,5%!

— За последние три года объем инвестиций в Хабаровский край увеличился в 1,4 раза — до 418,5 млрд рублей. Собственные доходы бюджета за три года выросли в 1,5 раза. ВРП превысил планку 1,25 трлн рублей. Позитивные тенденции по ВРП и объему инвестиций сохраняются и в этом году», —  рассказывал ТАСС в мае прошлого года тогда еще заместитель председателя правительства Хабаровского края — министр экономического развития Виктор Калашников.

Он добавил, что региональная экономика уверенно адаптировалась к санкционным рискам. Промышленность в Хабаровском крае за первый квартал 2024 года выросла на 1,4%, причем обрабатывающая — на 6,9%. Уровень безработицы находится на историческом минимуме — 0,4%.

инвестиции в хабаровском крае
Инвестиции в Хабаровском крае: карта

Правильно заложенный фундамент — знает каждый строитель — основа  прочности и устойчивости всей надстройки. А потому и входя в 2024-й Хабаровский край позиции сдавать не собирался, результат чего стал виден в декабре.

– Хабаровский край в числе 7 российских регионов пополнил группу субъектов РФ с высокой инвестиционной привлекательностью. Мы действительно серьезно продвинулись в ранжирующей таблице оценки НРА и в этом году попали в первую 20-ку регионов России. Преодоление этого порога – результат системных шагов правительства Хабаровского края. Мы активно работаем над созданием благоприятного делового климата для инвесторов, предлагая широкий спектр преференций и стимулирующих мер, – подчеркнул вице-губернатор края – руководитель представительства правительства края при Правительстве РФ Олег Игнатов.

Как уже говорилось выше итоговые цифры пока не известны. Но предварительные данные недавно были озвучены главой региона:

– Инвестиционная активность предприятий в регионе поддерживается. С учетом наших прогнозов, по итогам 2024 года инвестиции достигнут 523 млрд рублей, – отметил  на совещании с полпредом губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин.

То есть, хотя темп вложений и снизился, тем не менее инвестирование в развитие края все же выросло на четверть. Но вернемся к инфоповоду, согласно официальному отчету о совещании с полпредом на нем были рассмотрены инвестпроекты в сферах горнодобывающей промышленности, логистики, туризма, строительства и транспортной инфраструктуры. С первого блока и начнем.

Инвестиции в Хабаровском крае: недропользование

Не секрет, что крупные инвестиционные проекты требуют колоссального количества времени на проработку, десятки сессий переговоров и сотни человекочасов только на предварительные просчеты. А потому это история не про то, как чиновник А встретился с бизнесменом Б, они удачно поговорили и уже завтра СМИ пестрят заголовками о разработке очередного ГОКа. К слову о полезных ископаемых —  на территории семи муниципальных районов края, отмечается в сообщении правительства региона, в активной фазе реализации сейчас 8 крупных инвестиционных проектов горнодобывающей отрасли. Общий объем вложений превышает 450 млрд рублей.

Золотой приоритет: Александр Леонтьев о «спящих лицензиях» и предварительных итогах работы горнодобывающей отрасли

Если же говорить об их представленности в медиапространстве, то в первую очередь вспоминается введенное в эксплуатацию Кутынское месторождение золота, которое осваивает АО «Полиметалл»: первая тонна металла здесь была выпущена в октябре 2022-го.  Вести отработку месторождения планируется до 2028 года. Полный ввод в эксплуатацию золото-кварцевого месторождения Полянка, расположенного на территории Николаевского и Ульчского муниципальных районов состоялся на несколько лет раньше — в сентябре 2019-го. А в 2022 году золотодобывающая компания «НГК Ресурс» завершила расширение мощностей ГОКа. Инвестиции в проект составили 3 млрд рублей.

Стартом проекта по освоению золото-медно-порфирового месторождения Малмыж, расположенного на территории Нанайского района,  наверное, можно считать и вовсе полумифический 2006 год (подумать только, люди рожденные тогда уже школу закончили), когда компания «Амур Минералс» начала геологоразведочные работы. В мае 2015-го были утверждены балансовые запасы  в количестве 1 261 млн тонн руды, 5 156 тыс. тонн меди и 278 тонн золота. В августе 2015  «Амур Минералс» получила свидетельство об установлении факта открытия месторождения.  По объёму балансовых запасов золота месторождение было отнесено к участкам федерального значения и для его освоения потребовалось разрешение Правительства РФ.  Через год оно было получено. Непосредственно строительство горно-обогатительного комбината стартовало в 2021 году, сроки по завершению переносились в связи с корректировкой состава основного технологического оборудования, и сейчас в планах стоит  2025 год. Общий бюджет проекта, сообщает сайт NEDRADV (18+) составляет 336 млрд рублей. По состоянию на июнь 2024 года инвестиции в строительство ГОК на Малмыжском месторождении меди уже составили 245 млрд рублей.

чульбаткан
Инвестиции в Хабаровском крае: Чульбатканское месторождение

Немногим позже,  в 2012 году началась история Чульбатканского месторождения в районе им. Полины Осипенко, когда Третья горно-геологическая компания победила в аукционе на  площадь.  После консервации и нескольких перепродаж, новый хозяин, ПАО «Полюс» в 2023-м году заявило о планах начать производство после 2028 года. Правда на днях срок сдвинули — ООО «Удинск Злото» (входит в Группу «Полюс») заявило, что ввод готового объекта назначен на 2029 год. 8,1 млрд рублей планируется инвестировать в строительство горнодобывающего предприятия, сегодня оно в стадии проектирования.

В первом квартале 2025 года ожидается запуск второй автоклавной линии Амурского гидрометаллургического комбината, предназначенной для переработки упорных концентратов. Решение о начале проекта приняли еще в 2019 году, но сроки неоднократно переносились. Объем инвестиций  составил  61,5 млрд рублей.

Среди самых свежих кейсов можно выделить проект по строительству горно-обогатительного комбината — на базе Мильканского железнорудного месторождения в Тугуро-Чумиканский районе – его представила компания «А-Стил», с 2022 года планирующая создать  металлургический кластер, который будет включать ряд железорудных месторождений, а также коксохимический завод и металлургический комбинат. В cентябре 2022-го компания получила лицензии на поиски и оценку месторождений, и как сообщает сайт NEDRADV (18+), в настоящий момент ведет геологоразведочные работы на участке, планирует подтвердить запасы и получить заключение Госэкспертизы. В планах получение статуса резидента ТОР для реализации проекта. Судя по электронному адресу компании -legal@elga.ru —  она не новичок в Хабаровском крае. И как и ООО «Порт Эльга» и ООО «УК Эльга» входит в группу компаний Альберта Аликовича Авдоляна. Цифра инвестиций в развитие региона  пока нигде не озвучена, но  известны прогнозные ресурсы Мильканского месторождения:  619,5 млн тонн железных и 7,2 млн тонн марганцевых руд.

Хабаровский край вошёл в ТОП-20 российских регионов по инвестиционной привлекательности

В ноябре 2024 года на заседании президиума края Дмитрий Демешин назначил министра природных ресурсов ответственным за сопровождение проектов по Мильканскому месторождению и золоторудному месторождению Чульбаткан. Также губернатор поставил задачи членам правительства по разработке и освоению месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Речь о разработке карьеров, которые позволят обеспечить в необходимом объеме минеральным сырьем дорожную отрасль, производство стройматериалов, строительство гидротехнических сооружений, металлургическое производство и другие сферы. С учетом развития строительной отрасли и дорожного хозяйства, планов по реализации масштабных проектов – развитие острова Большой Уссурийский, строительство порта Эльга и др.  – потребность в общераспространенных полезных ископаемых в Хабаровском крае будет только нарастать.

Инвестиции в Хабаровском крае: логистика

Раз уж речь зашла о структурах Альберта Авдоляна, то и продолжить разбор якорных проектов нельзя без, пожалуй самого, на наш взгляд, медийного инвестпроекта региона последних лет. Опыт разработки Эльгинского угольного месторождения в Якутии показал: возможности  добычи и переработки могут значительно  превышать возможности логистические.  Впервые компания  «Эльгауголь» предложила построить железнодорожную магистраль до морского побережья в 2021 году. Почва для проекта готовилась тоже постепенно. В феврале 2022 года стало известно о заключении соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между правительством Хабаровского края и компанией «ЭльгаУголь», а в апреле того же года Михаил Дегтярев в ходе ежегодного отчета перед депутатами Закдумы обозначил этот проект как перспективный, отметив, что порт и позволит высвободить провозные мощности по БАМу и Транссибу. Этот момент по сути можно считать принципиальным стартом проекта.

порт эльга
Инвестиции в Хабаровском крае: порт Эльга

ООО «Порт Эльга», получившее статус резидента территории опережающего развития (ТОР) «Хабаровск» для реализации инвестпроекта по строительству угольного морского терминала и Тихоокеанской железной дороги, вкладывает в проект 37,1 млрд рублей по соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики. И вот, спустя всего три года в ноябре 2024 года прокладка новой магистрали уже полностью завершена, выполнена поездка в тестовом режиме. Ожидается, что полноценно Тихоокеанская железная дорога заработает в первом квартале 2025-го. Ввод в строй первого этапа угольного морского терминала «Порт Эльга» состоится также в начале 2025 года, грузооборот порта составит 14 млн тонн в год. Повысить грузооборот до 30 млн тонн в год позволит ввод второго этапа в первом квартале 2026 года. На третьем этапе предполагается увеличение грузооборота до 50 млн тонн в год — запуск намечен на первый квартал 2027 года.

– Это в первую очередь результат героического труда нескольких тысяч людей, наших соотечественников. Наши проекты реализуются опережающими темпами, вдали от цивилизации, в непростых климатических условиях. Такая масштабная работа, направленная на расширение производственных и логистических возможностей предприятия, – новая точка роста для компании и нашей великой страны, – сообщил заместитель генерального директора по развитию инфраструктуры ООО «УК ЭЛЬГА» Валерий Тарасов.

В блоке о логистике попросту нельзя не отметить такой проект как «Восточный полигон II этап», важность которого не только для Хабаровского края, но и для страны просто невозможно переоценить. Буквально год назад в феврале 2024 года торжественно состоялась сбойка  Дуссе-Алиньского тоннеля —  уникального подземного сооружения протяженностью 1824 метра.

— Только за два последних года мощность Ванинского и Совгаванского портов увеличилась в полтора раза за счет модернизации Восточного полигона РЖД. Дуссе-Алиньский тоннель позволит пропускать 25 пар поездов, в отличие от старого тоннеля в 16-17 пар. Без строительства тоннелей, мостов, искусственных сооружений повышение провозной мощности железных дорог невозможно, – отмечал на тот период губернатор региона Михаил Дегтярев.

А уже в первых числах июня правительство региона отчиталось о том, что на «Восточном» полигоне  завершена реконструкция станции Ванино, которая является одной из крупнейших на БАМе. Это не только крупный транспортный узел, обслуживающий тихоокеанские порты в Татарском проливе, но и ключевое логистическое звено в сообщении с Сахалином, Камчаткой, Чукоткой и Магаданской областью. Тут уложили 22 км новых станционных путей, при этом строительство велось без остановки работы станции.

— Расширение трансъевразийского коридора обеспечит новые производства и рабочие места. Чтобы сделать территории, прилегающие к Восточному полигону, более привлекательными для жизни и работы, ведется развитие социальной инфраструктуры, создаются более комфортные условия для труда, отдыха, образования и медицинского обслуживания. Также с развитием Восточного полигона увеличатся грузоперевозки в портах Ванино и Советской Гавани. Фактически Хабаровский край становится воротами в Азиатско-Тихоокеанский регион. В настоящее время в направлении портов Ванино и Советская Гавань выполняются работы по технологическому присоединению к электрическим сетям ПАО «Россети» – 16 тяговых подстанций ОАО «РЖД», – подчеркивал тогда министр энергетики края Владимир Михалев.

тихоокеанская железная дорога
Инвестиции в Хабаровском крае: Тихоокеанская железная дорога

Но по большому счету проект «Восточный полигон» заслуживает серии отдельных публикаций и останавливаться на нем в обзоре подробнее не стоит – это грозит, тем что мы не уложимся в установленные объемы «полосы». Отметим лишь, что по заявлениям исполнительной власти именно этот проект вместе со строительство Тихоокеанской железной дороги и морского порта Эльга и упомянутым выше Малмыжем обеспечивают порядка 70% инвестиций в экономику Хабаровского края.

РЖД сократили инвестпрограмму 2025 года: а как же Восточный полигон?

Не обошли вниманием на встрече с Юрием Трутневым и еще один действительно свежий логистический проект. Впервые о том, что Wildberries намерена заходить в Хабаровский край с «логистикой» стало известно только зимой 2024 года. А на встрече с полпредом выяснилось ,что компания «ВБ Хабаровск» представила проект по строительству высокотехнологического складского комплекса, реализация которого планируется на новой комплексной инвестиционной площадке ТОР «Хабаровск» – «Северная». Площадь комплекса составит 176 тыс. кв. метров. Инвестором уже проведён комплекс инженерно-геологических изысканий. В настоящее время для реализации данного проекта Минвостокразвития России совместно с КРДВ проводится работа по расширению границ ТОР «Хабаровск».

– Развитие логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке — один из стратегических приоритетов объединенной компании. Появление склада в Хабаровске позволит существенно сократить время доставки товаров со всей страны до покупателей в регионе и будет способствовать еще более активному развитию малого и среднего предпринимательства в регионе: продавцы смогут выгоднее делать поставки на склад, снижая затраты на логистику до других объектов. Мы видим большой потенциал в развитии собственной складской инфраструктуры в Хабаровске и открыты к эффективному сотрудничеству, – прокомментировал заместитель генерального директора – директор по строительству объединенной компании Wildberries и Russ Константин Рубан.

Инвестиции в туризм

Обладает давней историей и горнолыжный курорт  «Холдоми», проект развития которого представили на февральском совещании.  Еще в 2016 году он вошел в топ-10 быстроразвивающихся курортов России, в 2023-м  был признан  Лучшим в России отелем горнолыжного курорта, а в  2024-м  «Лучшим в России горнолыжным курортом Дальневосточного ФО»  в рамках Национальной премии «Горы России». В этом году резидент ТОР ООО «ГЛК Холдоми» разработало и презентовало концепцию проекта увеличения гостиничного фонда путем строительства гостиницы на 80 номеров (Сегодня ГЛК может одновременно принять 250 гостей), на карте инвестпроектов страны задумок по развитию курорта  — больше чем на миллиард вложений.

Дальневосточный горнолыжный пирог и как его делят

Большой Уссурийский

Вне нашего своеобразного топа находится проект развития острова Большой Уссурийский. Что и понятно – сравнивать столь грандиозный валун, который не могли сдвинуть с центра Амура больше 15 лет с другими было бы просто неправильно. Надежда на то, что ставший уже притчей во языцех проект станет реальностью забрезжила осенью 2023 года. 7 ноября Кремль опубликовал перечень поручений президента Владимира Путина по развитию Дальнего Востока, и одно из них коснулось создания на острове пункта пропуска с Китаем.

Ответственными за ее выполнение были назначены полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев и глава Забайкалья Александр Осипов.

— Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Забайкальского и Хабаровского краев рассмотреть вопросы: …о строительстве в 2025–2026 годах автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Большой Уссурийский в Хабаровском крае, — дословно говорилось в поручении президента от 7 ноября.

Полпреда поручение президента застало как раз в Хабаровске, где он проводил заседание совета глав ДФО. Вопрос строительства погранперехода и сопутствующей инфраструктуры обсудили со всеми причастными уже 10 ноября.

— Сегодня мы по сути дела провели первое общее совещание, посвященное выработке единой позиции. Я очень надеюсь, что Владимир Владимирович поддержит эти предложения. Если он их поддержит, то, скажу честно, у нас есть некоторая «домашняя заготовка» с Алексеем Олеговичем [Чекунковым], чтобы собрать финансирование этого проекта. Я думаю, что мы с этим справимся, чтобы в течение предстоящего 2024 года полным ходом шло, а лучше было осуществлено проектирование, и с 2025 года начинать строительство, — заявил Трутнев журналистам.

Любопытно, что еще до поручения президента губернатор Михаил Дегтярев объявил о проектировании дороги к будущему погранпереходу. Тогда еще не шло речи о «консолидированной позиции» по вопросу строительства, про которую на брифинге 10 ноября объявил полпред Трутнев.

— Край в инициативном порядке запроектировал дорогу. Не хватает 4 км. Начинаем строительство весной. И по плану завершим в 2026 году. Также сооружаем на Хабаровском судостроительном заводе земснаряд, который будет участвовать в строительстве, — рассказывал Михаил Дегтярев на Восточном экономическом форуме 11 сентября 2023 года.

Тогда же он сообщил и о втором инвесторе, который планирует построить «туристическую инфраструктуру» на российской части острова. И называл еще более амбициозную цифру по туристам — миллион человек уже со второго года работы пункта пропуска.

Выгодная дружба: итоги сотрудничества России и Китая в 2024 году

Работа по развитию острова активно продолжается и сейчас. В январе 2025 года губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин провел выездное совещание по вопросу развития российской части острова Большой Уссурийский, благодаря чему мы получили возможность узнать дополнительные детали заложенные в данный проект. В частности на совещании стало известно, что к возведению подъездной трассы планируется приступить уже весной этого года. Завершение всех работ предусмотрено в 2027 году, когда будет построен пункт пропуска. К этому моменту дорога будет полностью выполнена в асфальтобетонном покрытии.

– Строительство дороги имеет полное финансовое обеспечение. Заложено 3,1 млрд средств федерального бюджета и 400 млн средств регионального бюджета. До конца января объект будет выставлен на аукцион для определения подрядчика, – доложила Ирина Горбачева.

Общая площадь насыпи для расположения ключевых объектов составит 30 гектаров. Потребуется около 2 млн кубометров песка и 52 тыс. кубометров скальной породы. Работы по отсыпке будут проведены в течение двух лет, они стартуют также весной 2025 года.

Ирина Горбачева: большое интервью с зампредом правительства Хабаровского края

Что касается автомобильного пункта пропуска, в этом году начнется его проектирование. И. о. министра экономического развития края Валентина Филоненко доложила о проекте концепции развития острова Большой Уссурийский. Проектом предусмотрено создание зоны международного сотрудничества, Парка дружбы, агрокластера, экспоцентра, объектов рекреационной, транспортно-логистической инфраструктуры и др. Реализация планируется в четыре этапа.

инвестиции в хабаровском крае
Инвестиции в Хабаровском крае: остров Большой Уссурийский

Дмитрий Демешин поставил задачу правительству края предусмотреть в концепции проекты индустриальных парков и технопарков. Также он поручил проработать вопрос по созданию зоны малоэтажной жилой застройки. Как отметил губернатор, к началу строительства объектов транспортной и приграничной инфраструктуры должна быть готова концепция развития острова и пул инвесторов, желающих участвовать в реализации проекта.

– Для этого нам нужно зонирование острова, нужно понимать, где будет малоэтажная жилая застройка, где мы обустроим пляжи для наших жителей, где будут индустриальные парки, пункт погранперехода. После этого утвердим пул инвесторов, которые захотят зайти на остров, и будем их поддерживать во всех их начинаниях, – заявил глава Хабаровского края.

Он подчеркнул, что все планы по развитию приграничной территории будут синхронизированы с китайской стороной.

Но главное, что Большой Уссурийский, пусть не сегодня, но в ближайшие несколько лет все-таки перестанет быть именем нарицательным при разговоре о несбыточных планах, а превратится в символ того, что нет ничего невозможного и даже самый сложный или грандиозный проект можно реализовать, если приложить должные усилия.

Больше аналитики об экономике и политике на Дальнем Востоке читайте в рубрике по ссылке.

Фото: freepik (18+), сайт правительства Хабаровского края (18+),  сайт Министерства развития Дальнего Востока и Арктики (18+), ООО «Удинск Золото», Антона Шевченко

92-й элемент: орбита урана на Дальнем Востоке

ЧАО, инвесторы: как Чукотка привлекает капитал