В Приморском крае набирает популярность формат бизнеса «по договорам коммерческой концессии». Речь идет о франшизе. Считается, что чужой раскрученный бренд минимизирует риски убытков. Насколько выгодным может быть инвестирование во франчайзинг, с учетом региональной специфики?

Выбор франшиз в Приморье

Предложения франчайзеров (продавцов) можно найти на самых разных местных ресурсах. Партнерство предлагают как раскрученные торговые бренды, так и мало известные. От популярности франчайзера зависит и стоимость франшизы. Средняя цена продажи бренда в Приморье – полмиллиона. Можно найти и более бюджетные варианты, в районе 150 тысяч, а предложения по дорогой франшизе доходят до 1,8 млн руб.

— В настоящее время купить франшизу не представляет труда. Выбор огромный, диапазон цен – от 150 тысяч рублей до нескольких миллионов, — говорит Роман Балашов, предприниматель. — Пожалуй, самый крупный маркетплейс франшиз в России, bon plan. Здесь вам упакуют любую франшизу и возьмутся растиражировать на всю Россию, — добавляет он.

Другой вопрос в том, что Россия слишком большая.

— Бренд, который, например, отлично зайдет в Уссурийске, может не выйти на рентабельные показатели в Хабаровске», — уверяет Балашов.

Тимофей Рябцев, основатель сети мужских парикмахерских FIRMA, советует при заходе в этот формат тщательно просчитывать и учитывать все факторы риска.

— В первую очередь необходимо проанализировать продавца, который вам продает свою франшизу. Сделать это можно с помощью комплексного мониторинга: сколько компания на рынке? В каких реестрах зарегистрирована? Насколько развит бизнес? Глубина продаж? Клиентская база? И какую техподдержку вам готовы оказать. Сопоставить предстоящую расходную часть с прогнозами по рентабельности, проанализировать показатели и только тогда принимать решение: стоит ли вкладывать деньги в новое дело, — рассказывает предприниматель.

Франшизы в Приморье: особенности формата

Эксперты поясняют, что франчайзинг и франшиза – не совсем одно и тоже.

— Оба понятия относятся к одному виду сотрудничества. Первый термин означает модель бизнеса, разновидность отношений, а второй — объект договора. Тот, кто продает франшизу, называется франчайзором или франчайзером, а предприниматель, покупающий ее, — франчайзи, — поясняет Оксана Корякина, владелица ювелирного салона «ЭПЛ Даймонд».

Важное, что нужно знать о франшизе: она предполагает паушальный взнос – то есть, денежную сумму, за которую франчайзер передает права на использование бренда, технологий производства и товарного знака. Его платят один раз.

Кроме того, франчайзи регулярно отчисляет франчайзеру роялти — ежемесячные платежи.

— Условия у франшиз разные. Как правило, франшиза предполагает разовый денежный (паушальный) взнос, а также ежемесячные отчисления за право пользования торговым знаком и обеспечение инструментами для работы, — поясняет Тимофей Рябцев.

Однако, по словам экспертов, если речь идет о покупке франшизы-пустышки, которых на рынке огромное количество, то никакие усилия не помогут сделать из нее успешную бизнес-модель.

— Никогда в жизни не порекомендую предпринимателю покупать малоизвестную франшизу. С таким же успехом можно подарить деньги первому встречному, — говорит Роман Балашов. — Я сам заходил в 6 франшиз, на сегодняшний день успешно работают только две. Потому что у четырех оказалась скверная техподдержка, — добавляет предприниматель.

Время платить по счетам: как налоговая Хабаровского края банкротила бизнес в 2024 году

— Заходя во франчайзинг 7 лет назад, я хорошо понимала, партнером какой компании становлюсь. Нашему бренду 30 лет, это 150 магазинов по всему миру, в 20 странах. Репутация и имя франчайзера на рынке имеет ключевое значение для успеха франчайзи. Успех может принести только отработанная и проверенная годами бизнес-модель, — поясняет Оксана Корякина.

Кто покупает франшизы?

Франшиза предусматривает понятные шаги и действия, разработанную стратегию, готовый брендбук, множество рабочих инструментов для развития и масштабирования бизнеса. Поэтому этот формат бизнеса особенно удобен для начинающих предпринимателей.

— Надо понимать, что франшизу чаще всего покупают те люди, которым сложно начать бизнес самостоятельно. При этом у них есть желание заняться предпринимательской деятельностью, и они готовы взять за основу стандарты, рабочую бизнес-модель, приносящую прибыль, — комментирует Тимофей Рябцев

Готовый бизнес в Хабаровском крае можно купить по объявлению

— Вообще, франшизу развивать могут не только начинающие предприниматели, но и опытные, успешные бизнесмены. Для второй категории франшиза зачастую становится удобной возможностью для развития очередного направления в бизнесе, где разрабатывать алгоритмы уже нет необходимости, — добавляет Артур Шитц, собственник компании «Проф Бизнес Ком».

Во франчайзинге, безусловно, есть конкретные преимущества.

— Франчайзер помогает выбрать помещение, найти персонал, поддерживает маркетингом, акциями и другими важными мероприятиями, — поясняет Рябцев.

Приморский мед: амбициозные планы и экспортные рынки

— Конечно, франчайзер грамотно распишет стратегию, выдаст высокие показатели и продемонстрирует привлекательность своего направления. Но для успеха этого недостаточно, — уверен Роман Балашов.

Предприниматель поясняет, что любой франчайзи должен понимать: бизнес необходимо проецировать на ту локацию, где ты собираешься его продвигать.

— Нужно просчитать не только понятные расходы, но и непредвиденные. Заложить в бизнес-план особенности менталитета жителей, специфику рынка, конкурентную среду и многое другое. Однако большинство предпринимателей, мечтающих быстро разбогатеть, планированием не занимаются, полагая, что сама по себе франшиза и есть залог успеха. Поэтому, 90% франчайзи уходят с рынка уже в первый год работы, — комментирует Балашов.

Как высокий спрос на малогабаритное жилье отражается на рынке недвижимости Владивостока

— Например, часто непредвиденно высокой и неожиданной статей расходов становится реклама, — рассказал Артур Шитц. По его словам, затраты на продвижение франшизы, как правило, выше тех расчетов, что показывает изначально франчайзер.

Год окончания ипотечного бума: итоги 2024 года в жилищном строительстве

— Продавец не учитывает специфику региона, справедливо полагая, что бренд в своей локации придется рекламировать именно франчайзи – партнеру. Зачастую, предприниматели не выдерживают «рекламной нагрузки», которая может доходить до 300 тысяч ежемесячно, — поясняет Шитц.

Новая реальность: какие законы вступают в силу в январе 2025 года

— Заработать на франшизе, конечно, можно, если вы понимаете, что франчайзинг – не волшебная таблетка, а огромный труд, — поддерживает коллегу Тимофей Рябцев. — Не получится купить франшизу и тихо ждать прибыли. Придется прикладывать значительные усилия для развития бизнеса.

Эксперты поясняют, что на рынке есть франшизы реально работающие, но, как правило, они относятся к крупному бизнесу.

— Например, сеть быстрого питания «Ростик’с». Благодаря хорошей грамотной поддержке со стороны франчайзера, в подобном бизнесе можно иметь все шансы быть «в плюсе». Однако, во-первых, такие франшизы стоят очень дорого и большинству покупателей они не по карману, а во-вторых, даже работая с сильным брендом, нельзя обойтись без тщательного анализа, экспертной оценки и грамотной стратегии планирования, — резюмирует Роман Балашов.

Игорная зона в Приморье привлекла около 25 тыс. человек за каникулы

— Однако, не забывайте, что вам могут продать заведомо убыточную франшизу с «накрученными» положительными показателями, — предупреждает Артур Шитц.

Фото: freepik (18+)

Больше новостей о бизнесе на Дальнем Востоке читайте в рубрике по ссылке.