Яндекс.Метрика ОбозДВ
Дальневосточное Обозрение
Политика

Встреча Дмитрия Демешина и Александра Лукашенко состоялась в Минске

Стороны обсудили развитие взаимной торговли и сферы продвижения сотрудничества

Губернатор Хабаровского края отправился с рабочей поездкой в Минск. Дмитрий Демешин уже встретился с президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. Показатели торговли между республикой и краем заметно выросли, поставки готовы расширять по целому ряду направлений, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на пресс-службу президента Республики Беларусь.

Как выросла торговля между Хабаровским краем и Беларусью?

В ходе встречи Александр Лукашенко озвучил объемы взаимной торговли с Хабаровским краем. С января по ноябрь 2024 года показатель достиг $47,8 млн — максимума с 2019 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился более чем на 45%.

Тем временем экспорт поднялся более чем на 85%, перешагнув отметку в $47 млн. На этот процесс повлияла поставка в регион грузовых автомобилей, которые не продавались в тот же период 2023 года.

Также выросли поставки стальных прутков, электротрансформаторов и жидкостных насосов. Кроме того, в основе белорусского экспорта в Хабаровский край — изолированные провода и кабели, сыр и творог.

Разворот на экспорт: экономика Хабаровского края увеличивает объем международного торгового оборота

Что будем развивать дальше?

В числе направлений для развития сотрудничества обозначили поставки пассажирского транспорта, карьерных самосвалов, кооперацию в авиастроении и инфраструктурные проекты.

В частности, говорили об интересе белорусских строительных компаний к участию в реализации крупных проектов в Хабаровском крае. Среди них — Амурский гидрометаллургический комбинат, горно-обогатительный комбинат, речной логистический хаб на Амуре на базе Хабаровского речного порта и морской порт Эльга.

Говоря об авиастроении, глава государства обозначил возможное сотрудничество по поставкам белорусских деталей и сборочных единиц для хабаровских предприятий ВПК, а также гражданского авиастроения.

Кроме того, Республика Беларусь готова расширять поставки в регион БЕЛАЗов, специальной, пожарной и аварийно-спасательной техники. А также — машин для обслуживания аэродромов, дорожно-строительных, грузовых под марками «АМКОДОР» и «МАЗ», и не только.

— У нас та же проблема, что и у вас — тысячи лифтов мы меняем в год. Но Россия для нас приоритет. Мы готовы выполнять прежде всего заказы Российской Федерации, потом — других государств, — заверил Александр Лукашенко.

Не обошли стороной и электротранспорт. Президент республики отметил, что в рамках нового кластера по сборке электробусов в регионе они готовы предложить пакет решений по переходу на электротранспорт отдельного населенного пункта или района. В том числе — строительство электрозарядной инфраструктуры. Он уточнил, что Беларусь готова «обеспечить под ключ электротехникой» то место на карте, которое определит руководство края.

Еще один вопрос обсуждения — сотрудничество в сфере агропромышленного комплекса. Причем продвигать его планируют не только за счет торговли продовольствием, но и путем технологического обмена. По словам Александра Лукашенко, опыт трансфера технологий в этой области уже имеется с Сахалином и Владивостоком.

Фото: ТГ-канал Дмитрия Демешина (18+)

Хабаровский край заинтересован в едином взаимодействии с Беларусью – Демешин

Куда зовет Россия: «дальневосточные» заявления XV форума ВТБ

Бизнес

39 полувагонов с углем сошли на пути к порту Эльга в Хабаровском крае

Следствие устанавливает обстоятельства аварии на Тихоокеанской железной дороге

Авария на Тихоокеанской железной дороге в Хабаровском крае произошла 6 января. Двигаясь от Эльгинского каменноугольного месторождения к порту Эльга, груженные топливом полувагоны сошли с рельсов. В причинах произошедшего разбираются следователи Восточного межрегионального СУ на транспорте СК РФ, сообщает “Дальневосточное обозрение”.

Авария на Тихоокеанской железной дороге

Доследственная проверка о возможном нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта уже проводится. В релизе уточняется, что авария произошла на 461 километре частной Тихоокеанской железной дороги.

— Размер ущерба и обстоятельства происшествия устанавливаются. Пострадавших нет. Следователями и следователями-криминалистами следственного управления проводится комплекс проверочных мероприятий, направленных на установление обстоятельств произошедшего, — сообщает пресс-служба Восточного межрегионального СУ на транспорте СК РФ.

Напомним, что строительство Тихоокеанской железной дороги, которая объединит месторождения Якутии и порт на Севере Хабаровского края, близится к завершению. Из запланированных 626 километров путей готовы более 530 километров. Первый груженый топливом состав в тестовом режиме проехал по путям в ноябре прошлого года.

Менее чем за месяц до этого, порт “Эльга” включили в ТОР “Хабаровск”, ради чего границы особой экономической зоны расширили, включив в них ключевые участки в Аяно-Майском и Тугуро-Чумиканском районах. Тогда же объявили, что до конца 2024 года морской терминал начнет перевалку угля. Что и случилось.

На строительстве частной железной дороги проект развития порта “Эльга”, судя по всему, не остановится. На прошедшем ВЭФ (18+) главы регионов Дальнего Востока подписали трехстороннее соглашение о строительстве вахтового поселка для двух тысяч работников. Также правительство Хабаровского края заключило с компанией меморандум о взаимопонимании, который позволит ООО “Порт Эльга” построить угольный порт на мысе Манорский в Тугуро-Чумиканском районе.

Фото: телеграм-канал Дмитрия Демешина (18+)

ТОР «Хабаровск» расширили для порта Эльга и Тихоокеанской железной дороги

Третий этап проекта морского терминала Эльга получил положительное заключение

 

Бизнес

Дмитрий Демешин выводит на новый уровень водные перевозки в Хабаровском крае

В регионе идет создание логистического хаба для прямого взаимодействия со странами АТР

Ввод новых объектов транспортной инфраструктуры и переориентирование транспортно-логистических потоков с западных регионов страны на Дальний Восток, а также перспективы развития внутренних водных путей Амурского бассейна, дает Хабаровскому краю возможность занять главенствующее положение среди дальневосточных субъектов в транзите грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Целью планомерной работы, проводимой губернатором региона Дмитрием Демешиным и правительственной командой, является создание логистического хаба, который позволит напрямую взаимодействовать со странами АТР.

Развитие транспорта в Хабаровском крае: ключевые направления

– Транспортная отрасль является одной из флагманских в экономике Хабаровского края. По итогам 2023 года действующими морскими и речными портами края переработано порядка 46 млн тонн различных грузов. По данному показателю край находится на шестом месте в Российской Федерации, – отмечал Дмитрий Демешин.

Новая железнодорожная магистраль и авиатерминал

Запуск Тихоокеанской железной дороги и угольного терминала «Порт Эльга» на побережье Охотского моря запланирован на будущий, 2025 год. С началом работы нового железного пути уголь, добытый на Эльгинском месторождении в Якутии будет доставляться в страны АТР через новый морской порт. Ожидаемые объемы перевозок варьируется от 30 до 50 млн тонн в год. Капитальные затраты оцениваются более чем в 188 млрд рублей.

Напомним,  Тихоокеанская железная дорога – уникальный частный проект на севере Хабаровского края. С момента начала стройки, в феврале 2022 года, проложено более 480 км железной дороги. Ее протяженность составит 531 км, развернутая длина с учетом разъездов и станций будет равна 626 км. Сейчас на терминале по перевалке угля завершено строительство причала № 1, смонтировано технологическое оборудование. Продолжается строительство ещё трёх причалов. В октябре председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным было подписано постановление о включении в границы территории опережающего развития земельных участков и участков акватории Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского районов Хабаровского края.

Дмитрий Демешин: Будем сшивать удаленные территории Хабаровского края через авиаперелеты

Кроме того, в первом полугодии 2025 года начнет работу еще один крупный объект региональной транспортной инфраструктуры – международный термина в аэропорту Хабаровска с пропускной способностью до одного млн пассажиров международных направлений в год. По проекту новый воздушный терминал оснащен двумя телетрапами, семью лифтами различной грузоподъемности и назначения и шестью эскалаторами. Для удобства пассажиров в здании установят 11 стоек регистрации, а обработка багажа будет проводится автоматизировано на двух уровнях.

Судоходный бассейн

Развитие внутренних водных путей Амурского бассейна на территории Хабаровского края, создание логистического хаба и круизное судоходство стали темой встречи губернатора Дмитрия Демешина и главы Росморречфлота Андрея Тарасенко.

Как отметил глава края, водные пути Амурского бассейна имеют стратегическое значение в процессе объявленного президентом России разворота на восток, поскольку выступают связующим звеном между дальневосточными территориями России и портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона, включая соседний с Хабаровским краем Китай. И помимо того, что внутрирегиональная водная транспортная инфраструктура играет особую роль в доставке социально значимых грузов и необходимых товаров в северные районы региона, функционирование сферы транспортно-логистических грузовых водных перевозок важно для развития не только краевой экономики, но и российской в целом.

Также в ходе встречи, Дмитрий Демешин подчеркнул, что подписанное в ходе Транспортной недели в Москве соглашение между правительством Хабаровского края и Федеральным агентством морского и речного транспорта создает условия для взаимовыгодного сотрудничества.

В связи с внешним негативным воздействием западных недружественных стран мы принимаем меры по созданию логистического хаба на базе Хабаровского речного торгового порта, — подчеркнул Дмитрий Демешин.

Андрей Тарасенко в свою очередь определил Хабаровский край как выгодную территорию для развития транспортно-логистических грузовых водных перевозок, поскольку в регионе на реке Амур стоят четыре ключевых речных порта и есть возможность выхода на порт Харбина.

– Сегодня в Хабаровске нам предстоит создать хороший хаб и наладить транспортные пути. Соответственно, по перемещению груза планируем вернуть объемы грузоперевозок к цифре в 20 миллионов тонн, — отметил руководитель Росморречфлота, напомнив, что грузооборот такого объема существовал в советские годы. — Сейчас – около 2 млн тонн, это мало. Переговоры с КНР о восстановлении реки Сунгари уже идут.

При этом Андрей Тарасенко обозначил первые задачи, стоящие перед ведомством – обеспечение глубины реки, достаточной для движения грузовых судов и подготовка квалифицированных кадров на базе учебных заведений краевого центра.

Логистика «река-море»

— В Хабаровском крае и в целом у Дальнего Востока реально большая возможность и необходимость заниматься водными перевозками – такое заявление сделал глава региона Дмитрий Демешин на встрече с президентом транспортной группы FESCO Петром Ивановым, которая стала продолжением темы перевозок речным транспортом. — Убежден, мы можем наладить большую системную работу, взаимодействие, прежде всего, с КНР. А по Амуру перезапустить и нашу морскую портовую инфраструктуру, в том числе Николаевска-на-Амуре. Выходы на судах класса «река-море» в Охотское и Японское моря у нас есть, и мы их используем не в полном объеме. Развить речную и морскую логистику между странами АТР и Хабаровским краем – это наша общая задача.

развитие транспорта в хабаровском крае
Дмитрий Демешин обсудил развитие транспорта в Хабаровском крае

Как отметил в ходе встречи Петр Иванов, в компании FESCO видят перспективность развития речных логистических связей между российскими регионами и странами АТР, в частности, с Китайской народной республикой.

Стоит отметить, что на территории краевого центра уже функционирует терминально-складской комплекс FESCO, который обеспечен развитой железнодорожной инфраструктурой, примыкающей к станции «Красная речка», складскими площадями и перегрузочным оборудованием. При этом близкое расположение комплекса к реке Амур является несомненным преимуществом складского объекта.

— С учетом развития острова Большой Уссурийский и тех инвестиционных проектов, которые реализуются в Хабаровском крае, мы считаем, что грузовая база может быть достаточной для того, чтобы задействовать, а при необходимости, развить мощности нашего транспортно-логистического терминала – сказал Петр Иванов, подтвердив готовность сотрудничества с регионом.

Фото: сайт правительства Хабаровского края

Бизнес

За 2024 год объем инвестиций составит свыше 0,5 трлн рублей — Миэкономразвития Хабаровского края

По итогам 9 месяцев объем вложений по сравнению с прошлым годом вырос на 46,4%

Хабаровский край занял первое место в ДФО по индексу инвестиций в основной капитал за 2024 год. По объему привлеченных средств регион входит в тройку лидеров. Министерство экономического развития края подсчитало, что по итогам уходящего года общая сумма инвестиций составит более 500 млрд рублей, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на пресс-службу правительства Хабаровского края.

Инвестиции в Хабаровский край по итогам 2024 года превысят 500 миллиардов рублей

398,5 млрд рублей инвестиций Хабаровский край привлек за 9 месяцев текущего года. Объем вложений в сравнении с 2023 годом вырос на 46,4%.

«В следующем году регион сохранит высокие темпы инвестирования: планируется ввести 15 крупных и средних инвестпроектов на сумму более 515 млрд рублей», — сообщает Минэкономразвития края.

Наиболее значимый из них — запуск Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) и морского угольного терминала «Порт Эльга». Капитальные затраты на проект оцениваются в 188 млрд рублей.

Карта Тихоокеанской ЖД

«Порт Эльга» получил статус резидента ТОР «Хабаровск»

Кроме того, весной начнет свою работу международный терминал Хабаровского аэропорта. Его оснастят двумя телетрапами, семью лифтами различного назначения, шестью эскалаторами и двумя уровнями автоматизированной обработки багажа. Внутри будут работать 11 стоек регистрации, пропускная способность составит до 1 млн пассажиров.

В первом квартале грядущего года также планируют запустить вторую автоклавную линию Амурского гидрометаллургического комбината. Она предназначена для переработки упорных концентратов — порядка 6 тысяч тонн в год. Инвестиции в проект составляют 61,5 млрд рублей.

Южные районы Хабаровского края и инвестиции: большой обзор

Еще один проект реализуется в районе имени Лазо — строительство и реконструкция агропромышленного предприятия на 600 тыс. голов дойного стада. Проектная мощность производства составит более 3 тыс. тонн молока в год. Соцпрограмма предприятия также предусматривает строительство жилья для работников и улучшение водоснабжения сельских поселений, вовлеченных в производство.

Напомним, в конце октября губернатор края переформатировал работу с инвестициями в регионе и закрепил кураторство приоритетных проектов за конкретными чиновниками в правительстве. Так. например, за развитие острова Большой Уссурийский теперь несут ответственность и.о. первого зампреда правительства края Сергей Абрамов, зампред по экономическим вопросам Мария Авилова и зампред по инфраструктуре Ирина Горбачева.

Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края

Бизнес

Скованные БАМом: порты Хабаровского края не могут выйти на полную мощность

В условиях санкций регионы Дальнего Востока России получили уникальную возможность стать главными воротами в Азию для миллионов тонн грузов, ставших невостребованными на западе. Активно в эту работу включился и Хабаровский край, где работает сразу несколько крупных терминалов и строятся новые. Но Ванино, Советская Гавань и другие местные порты развиваются быстрее, чем растут провозные мощности БАМа и Транссиба, что не дает региону полноценно «развернуться на Восток».

Восточный полигон 2023 — стройка века?

Тема портов даже попала в декабрьскую «прямую линию» с губернатором Михаилом Дегтяревым. Но не в виде вопроса о наболевшем, как, например, дороги, уборка снега и задержка производства самолетов «Байкал» в регионе, а в формате жизнеутверждающего видеообращения.

В кадре появились рабочие, строящие на побережье Охотского моря в районе мыса Манорский в Хабаровском крае морской терминал «Порт Эльга». Ни о чем особенном строители главу региона не просили, а лишь благодарили за пиар и продвижение «стройки века».

ТОР «Хабаровск» расширили для порта Эльга и Тихоокеанской железной дороги

Причем такое описание проекта прозвучало в эфире еще несколько раз — в исполнении как ведущих, так и самого Дегтярева. Губернатор даже призвал краевых журналистов написать о строительстве порта книгу.

Глава региона действительно уделяет «Эльге» повышенное внимание в течение последних нескольких месяцев. Так, на Восточном экономическом форуме в сентябре соглашение о строительстве терминала стало самым крупным (объем инвестиций — 136 миллиардов рублей); а в ноябре порт и частная железная дорога дважды упоминались губернатором в докладах. Сначала на ВДНХ в рамках дня Хабаровского края на выставке «Россия», чуть позже в Совете Федерации в ходе «часа регионов».

Казалось бы, удивить кого-либо строительством очередного терминала в Хабаровском крае сегодня трудно, но дело в том, что «Порт Эльга» идет в комплекте с Тихоокеанской железной дорогой, которая соединит терминал с Эльгинским месторождением угля в Якутии и станет самой длинной частной железнодорожной веткой в России.

ТОР «Хабаровск» расширили для порта Эльга и Тихоокеанской железной дороги

Проект, начатый задолго до вала санкций, потери западных рынков и «разворота на восток», в новой реальности ожидаемо обрел еще большую актуальность. Порты Хабаровского края и Приморья даже спустя полтора года после начала «разворота» не загружены полностью — их ограничивают провозные мощности Восточного полигона РЖД, которых оказалось явно недостаточно для экспорта всех спешно перенаправленных на азиатские рынки грузов.

«Эльга» на особом положении — еще недостроенный, но уже включенный в границы порта Ванино терминал получит собственную железную дорогу. Как ожидается, полностью ее строительство завершится в 2026 году, а мощность терминала составит рекордные 50 миллионов тонн в год.

Показательно, что изначально речь шла о 30 миллионах тонн в год, но в середине ноября 2023 года собственники Эльгинского месторождения из компании «Элси» объявили о продаже своих сибирских месторождений, столкнувшихся с ограничениями провозной мощности Восточного полигона. Ставка была сделана на дальневосточный уголь и специально возводимую под его экспорт инфраструктуру.

Тот факт, что развитие дальневосточных портов сковано емкостью БАМа и Транссиба, прямо признает и Михаил Дегтярев. Так, в ходе все той же «прямой линии» он называет стройкой века и расширение ванинского терминала «Дальтрансуголь», но оговаривается: будущее проекта зависит «от того, как пойдет Восточный полигон».

Железнодорожный тупик

За январь-сентябрь 2023 года общий объем перевалки грузов в портах Хабаровского края вырос на 10% к аналогичному периоду 2022-го, рассказывал губернатор еще в ноябре.

Так, терминал АО «Дальтрансуголь» (принадлежит крупнейшей в стране угольной компании СУЭК) действительно стремительно разрастается. В ноябре официально завершен первый этап модернизации порта, в результате которого мощность терминала выросла с 24 до 33 миллионов тонн в год. Уже в 2025 году этот показатель достигнет отметки в 40 миллионов тонн.

Однако пока компания вынуждена сдерживать рост, признают руководители терминала, поскольку их собственная инфраструктура развивается значительно быстрее, чем БАМ и Транссиб. Более того, год от года «Дальтрансуголь», напротив, снижает объемы перевалки угля — если в 2021 году на экспорт отсюда отправились 19 миллионов тонн, то по итогам 2022-го уже 17 миллионов. План на 2023-й немногим выше.

— За восемь месяцев 2023 мы перевалили 12,5 миллиона тонн угля. И план в этом году сделать 18 миллионов тонн. Бюджетный план — 17 миллионов 750 тысяч тонн. На сегодня для нас это снижение. В 2020 годы мы перевалили 23,3 миллиона. Но три года назад ввели в эксплуатацию соседний терминал «Ванино Трансуголь» и часть угля ушла туда, — рассказывал исполнительный директор «Дальтрансугля» Владимир Долгополов.

Да, на цифрах сказались в том числе и санкции, однако утраченные рынки сумел заполнить Китай. В компании констатируют, что готовы переваливать и 33, и 40 миллионов тонн угля ежегодно, но вынуждены считаться с провозной мощностью БАМа и Транссиба. При этом официальная позиция руководства терминала весьма сдержанна и даже дружелюбна по отношению к РЖД.

— В этом году, когда мы достроим железную дорогу, сможем переваливать 33 миллиона тонн. Но, к сожалению, пока железная дорога ещё не настолько развилась, и у нас просто будут свободные мощности, которые в перспективе мы сможем использовать, когда разовьётся железная дорога. Пока железная дорога обещает, что к 2025 году разовьётся максимально, значит, к 2025 году мы сможем принимать и 33 миллионов тонн, и 40, — дипломатичен Владимир Долгополов.

Свои планы есть и у руководства другого крупного терминала, АО «Порт Ванино» (принадлежит зарегистрированным на Кипре компаниям, которые связывают с владельцем «Мечела» Игорем Зюзиным). В 2021 году стивидоры впервые за десять лет приняли контейнеровоз из Китая. В компании намеревались разгружать по четыре контейнерных судна из Поднебесной ежемесячно, но февраль 2022-го внес свои коррективы.

Грузооборот терминала «Дальтрансуголь» в Хабаровском крае сократился на 10%

Уже в сентябре в компании осторожно говорили уже лишь о 15 контейнеровозах в год по предварительному прогнозу. Финальная цифра так официально и не называлась, но можно предположить, что диверсификация грузов, которую задумали в АО «Порт Ванино», оказалась под вопросом по все тем же причинам — боливар Восточного полигона не в состоянии выдержать всех желающих воспользоваться его мощностями.

На фоне перегруженности подъездов к Ванину еще более актуальным стал вопрос развития порта Советская Гавань. Так, перенести сюда проект строительства собственного порта подумывают в «Русале». Но и здесь все упирается в БАМ.

Пожалуй, стоит вспомнить еще о паре проектов, которые по ряду причин мощного импульса не получили. То же строительство угольного терминала порта «Дальний» (который, правда, в свое время «споткнулся» о достаточно неоднозначную реакцию местных жителей) так что упирать, на то, что проблемы у него возникли исключительно из-за дефицита провозных мощностей со стопроцентной уверенностью нельзя. Или куда более показательный пример — контейнерный терминал компании ООО НПП «Экомортех» в Ванинском районе. С сентября прошлого года о его реализации в информационном поле ничего не слышно. В то время как суммарный грузооборот обоих проектов должен был достигнуть десятков миллионов тонн.

Восточный полигон 2023: узкие места

Тем временем из-за перегруженности Восточного полигона вторую жизнь обрели порты Северо-Запада России, ранее ориентированные на экспорт в Европу. Загрузка терминалов обвалилась до 20%, а подъезды к ним опустели, что на фоне «заторов» на Востоке подстегнуло экспортеров угля искать обходные пути.

Это сделало ситуацию на БАМе и Транссибе чуть менее сложной, но глобально решить проблему все еще может только увеличение пропускной способности магистралей, уверены эксперты. И несмотря на умеренную позицию крупных игроков вроде «Дальтрансугля», отношения между РЖД и портами продолжают оставаться напряженными. В том числе потому, что у монополиста при развитии Восточного полигона есть и свои интересы.

Так, в начале 2023 года железнодорожники пытались согласовать в правительстве корректировки второго этапа программы расширения БАМа и Транссиба, предполагающие перенос работ на 14 участках, включая Комсомольск-Сортировочный – Ванино и Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный с 2024-го на 2025 год. Более приоритетными в РЖД сочли подходы к погранпереходу Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской автономной области и к портам Приморья.

Корректировки привели бы к падению пропускной способности участка Комсомольск-Ванино на 15 пар поездов в сутки (-29%), а провозной — на 24 миллиона тонн (-30%) к плановым в 2023 году. Прирост провозной способности железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Ванина до 2024 года составил бы лишь пять миллионов тонн, в то время как мощность терминалов за этот период подскочила бы на 28 миллионов тонн.

Ассоциация морских торговых портов ожидаемо выступила резко против такой оптимизации от монополиста и попыталась достигнуть компромисса в виде переноса электрификации обозначенных участков в пользу расширения путей. Но в РЖД не сдавались, пригрозив повышением тарифов для грузоотправителей на Восточном полигоне сразу на 15%. Это, разумеется, тоже не могло понравиться собственникам терминалов.

Впоследствии конфликт затух сам собой, а в Ванине выдохнули. Вероятно, в правительстве помогли РЖД с источниками финансирования реализации второго этапа программы, поскольку в конце марта оно внезапно выросло с 894 миллиардов рублей до одного триллиона и 82 миллиардов. А уже после этого случилось чудо — в октябре в компании объявили, что на третьем этапе расширение Восточного полигона будет постепенно дешеветь. Хэппи-энд.

Впрочем, до реальной счастливой развязки пока далеко. К 2032 году провозная способность Восточного полигона должна дорасти до 255 миллионов тонн, такова конечная цель всей программы. Но пока не достигнута даже промежуточная — второй этап с его 180 миллионами будет победно завершён лишь в 2024-м. До тех пор порты продолжат пускать в ход все доступные им варианты, от обходных путей на Северо-Запад до строительства собственных железных дорог. Но у большинства игроков особых вариантов не будет — придется подождать РЖД.

РЖД сократили инвестпрограмму 2025 года: а как же Восточный полигон?