Встреча Дмитрия Демешина и Александра Лукашенко состоялась в Минске
Стороны обсудили развитие взаимной торговли и сферы продвижения сотрудничества
4 февраля, 13:22
Поделиться новостью
Губернатор Хабаровского края отправился с рабочей поездкой в Минск. Дмитрий Демешин уже встретился с президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. Показатели торговли между республикой и краем заметно выросли, поставки готовы расширять по целому ряду направлений, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на пресс-службу президента Республики Беларусь.
Как выросла торговля между Хабаровским краем и Беларусью?
В ходе встречи Александр Лукашенко озвучил объемы взаимной торговли с Хабаровским краем. С января по ноябрь 2024 года показатель достиг $47,8 млн — максимума с 2019 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился более чем на 45%.
Тем временем экспорт поднялся более чем на 85%, перешагнув отметку в $47 млн. На этот процесс повлияла поставка в регион грузовых автомобилей, которые не продавались в тот же период 2023 года.
Также выросли поставки стальных прутков, электротрансформаторов и жидкостных насосов. Кроме того, в основе белорусского экспорта в Хабаровский край — изолированные провода и кабели, сыр и творог.
В числе направлений для развития сотрудничества обозначили поставки пассажирского транспорта, карьерных самосвалов, кооперацию в авиастроении и инфраструктурные проекты.
В частности, говорили об интересе белорусских строительных компаний к участию в реализации крупных проектов в Хабаровском крае. Среди них — Амурский гидрометаллургический комбинат, горно-обогатительный комбинат, речной логистический хаб на Амуре на базе Хабаровского речного порта и морской порт Эльга.
Говоря об авиастроении, глава государства обозначил возможное сотрудничество по поставкам белорусских деталей и сборочных единиц для хабаровских предприятий ВПК, а также гражданского авиастроения.
Кроме того, Республика Беларусь готова расширять поставки в регион БЕЛАЗов, специальной, пожарной и аварийно-спасательной техники. А также — машин для обслуживания аэродромов, дорожно-строительных, грузовых под марками «АМКОДОР» и «МАЗ», и не только.
— У нас та же проблема, что и у вас — тысячи лифтов мы меняем в год. Но Россия для нас приоритет. Мы готовы выполнять прежде всего заказы Российской Федерации, потом — других государств, — заверил Александр Лукашенко.
Не обошли стороной и электротранспорт. Президент республики отметил, что в рамках нового кластера по сборке электробусов в регионе они готовы предложить пакет решений по переходу на электротранспорт отдельного населенного пункта или района. В том числе — строительство электрозарядной инфраструктуры. Он уточнил, что Беларусь готова «обеспечить под ключ электротехникой» то место на карте, которое определит руководство края.
Еще один вопрос обсуждения — сотрудничество в сфере агропромышленного комплекса. Причем продвигать его планируют не только за счет торговли продовольствием, но и путем технологического обмена. По словам Александра Лукашенко, опыт трансфера технологий в этой области уже имеется с Сахалином и Владивостоком.
39 полувагонов с углем сошли на пути к порту Эльга в Хабаровском крае
Следствие устанавливает обстоятельства аварии на Тихоокеанской железной дороге
8 января, 14:15
Поделиться новостью
Авария на Тихоокеанской железной дороге в Хабаровском крае произошла 6 января. Двигаясь от Эльгинского каменноугольного месторождения к порту Эльга, груженные топливом полувагоны сошли с рельсов. В причинах произошедшего разбираются следователи Восточного межрегионального СУ на транспорте СК РФ, сообщает “Дальневосточное обозрение”.
Авария на Тихоокеанской железной дороге
Доследственная проверка о возможном нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта уже проводится. В релизе уточняется, что авария произошла на 461 километре частной Тихоокеанской железной дороги.
— Размер ущерба и обстоятельства происшествия устанавливаются. Пострадавших нет. Следователями и следователями-криминалистами следственного управления проводится комплекс проверочных мероприятий, направленных на установление обстоятельств произошедшего, — сообщает пресс-служба Восточного межрегионального СУ на транспорте СК РФ.
Напомним, что строительство Тихоокеанской железной дороги, которая объединит месторождения Якутии и порт на Севере Хабаровского края, близится к завершению. Из запланированных 626 километров путей готовы более 530 километров. Первый груженый топливом состав в тестовом режиме проехал по путям в ноябре прошлого года.
Менее чем за месяц до этого, порт “Эльга” включили в ТОР “Хабаровск”, ради чего границы особой экономической зоны расширили, включив в них ключевые участки в Аяно-Майском и Тугуро-Чумиканском районах. Тогда же объявили, что до конца 2024 года морской терминал начнет перевалку угля. Что и случилось.
На строительстве частной железной дороги проект развития порта “Эльга”, судя по всему, не остановится. На прошедшем ВЭФ (18+) главы регионов Дальнего Востока подписали трехстороннее соглашение о строительстве вахтового поселка для двух тысяч работников. Также правительство Хабаровского края заключило с компанией меморандум о взаимопонимании, который позволит ООО “Порт Эльга” построить угольный порт на мысе Манорский в Тугуро-Чумиканском районе.
Дмитрий Демешин выводит на новый уровень водные перевозки в Хабаровском крае
В регионе идет создание логистического хаба для прямого взаимодействия со странами АТР
19 декабря 2024, 15:32
Поделиться новостью
Ввод новых объектов транспортной инфраструктуры и переориентирование транспортно-логистических потоков с западных регионов страны на Дальний Восток, а также перспективы развития внутренних водных путей Амурского бассейна, дает Хабаровскому краю возможность занять главенствующее положение среди дальневосточных субъектов в транзите грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Целью планомерной работы, проводимой губернатором региона Дмитрием Демешиным и правительственной командой, является создание логистического хаба, который позволит напрямую взаимодействовать со странами АТР.
Развитие транспорта в Хабаровском крае: ключевые направления
– Транспортная отрасль является одной из флагманских в экономике Хабаровского края. По итогам 2023 года действующими морскими и речными портами края переработано порядка 46 млн тонн различных грузов. По данному показателю край находится на шестом месте в Российской Федерации, – отмечал Дмитрий Демешин.
Новая железнодорожная магистраль и авиатерминал
Запуск Тихоокеанской железной дороги и угольного терминала «Порт Эльга» на побережье Охотского моря запланирован на будущий, 2025 год. С началом работы нового железного пути уголь, добытый на Эльгинском месторождении в Якутии будет доставляться в страны АТР через новый морской порт. Ожидаемые объемы перевозок варьируется от 30 до 50 млн тонн в год. Капитальные затраты оцениваются более чем в 188 млрд рублей.
Напомним, Тихоокеанская железная дорога – уникальный частный проект на севере Хабаровского края. С момента начала стройки, в феврале 2022 года, проложено более 480 км железной дороги. Ее протяженность составит 531 км, развернутая длина с учетом разъездов и станций будет равна 626 км. Сейчас на терминале по перевалке угля завершено строительство причала № 1, смонтировано технологическое оборудование. Продолжается строительство ещё трёх причалов. В октябре председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным было подписано постановление о включении в границы территории опережающего развития земельных участков и участков акватории Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского районов Хабаровского края.
Кроме того, в первом полугодии 2025 года начнет работу еще один крупный объект региональной транспортной инфраструктуры – международный термина в аэропорту Хабаровска с пропускной способностью до одного млн пассажиров международных направлений в год. По проекту новый воздушный терминал оснащен двумя телетрапами, семью лифтами различной грузоподъемности и назначения и шестью эскалаторами. Для удобства пассажиров в здании установят 11 стоек регистрации, а обработка багажа будет проводится автоматизировано на двух уровнях.
Судоходный бассейн
Развитие внутренних водных путей Амурского бассейна на территории Хабаровского края, создание логистического хаба и круизное судоходство стали темой встречи губернатора Дмитрия Демешина и главы Росморречфлота Андрея Тарасенко.
Как отметил глава края, водные пути Амурского бассейна имеют стратегическое значение в процессе объявленного президентом России разворота на восток, поскольку выступают связующим звеном между дальневосточными территориями России и портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона, включая соседний с Хабаровским краем Китай. И помимо того, что внутрирегиональная водная транспортная инфраструктура играет особую роль в доставке социально значимых грузов и необходимых товаров в северные районы региона, функционирование сферы транспортно-логистических грузовых водных перевозок важно для развития не только краевой экономики, но и российской в целом.
Также в ходе встречи, Дмитрий Демешин подчеркнул, что подписанное в ходе Транспортной недели в Москве соглашение между правительством Хабаровского края и Федеральным агентством морского и речного транспорта создает условия для взаимовыгодного сотрудничества.
В связи с внешним негативным воздействием западных недружественных стран мы принимаем меры по созданию логистического хаба на базе Хабаровского речного торгового порта, — подчеркнул Дмитрий Демешин.
Андрей Тарасенко в свою очередь определил Хабаровский край как выгодную территорию для развития транспортно-логистических грузовых водных перевозок, поскольку в регионе на реке Амур стоят четыре ключевых речных порта и есть возможность выхода на порт Харбина.
– Сегодня в Хабаровске нам предстоит создать хороший хаб и наладить транспортные пути. Соответственно, по перемещению груза планируем вернуть объемы грузоперевозок к цифре в 20 миллионов тонн, — отметил руководитель Росморречфлота, напомнив, что грузооборот такого объема существовал в советские годы. — Сейчас – около 2 млн тонн, это мало. Переговоры с КНР о восстановлении реки Сунгари уже идут.
При этом Андрей Тарасенко обозначил первые задачи, стоящие перед ведомством – обеспечение глубины реки, достаточной для движения грузовых судов и подготовка квалифицированных кадров на базе учебных заведений краевого центра.
Логистика «река-море»
— В Хабаровском крае и в целом у Дальнего Востока реально большая возможность и необходимость заниматься водными перевозками – такое заявление сделал глава региона Дмитрий Демешин на встрече с президентом транспортной группы FESCO Петром Ивановым, которая стала продолжением темы перевозок речным транспортом. — Убежден, мы можем наладить большую системную работу, взаимодействие, прежде всего, с КНР. А по Амуру перезапустить и нашу морскую портовую инфраструктуру, в том числе Николаевска-на-Амуре. Выходы на судах класса «река-море» в Охотское и Японское моря у нас есть, и мы их используем не в полном объеме. Развить речную и морскую логистику между странами АТР и Хабаровским краем – это наша общая задача.
Дмитрий Демешин обсудил развитие транспорта в Хабаровском крае
Как отметил в ходе встречи Петр Иванов, в компании FESCO видят перспективность развития речных логистических связей между российскими регионами и странами АТР, в частности, с Китайской народной республикой.
Стоит отметить, что на территории краевого центра уже функционирует терминально-складской комплекс FESCO, который обеспечен развитой железнодорожной инфраструктурой, примыкающей к станции «Красная речка», складскими площадями и перегрузочным оборудованием. При этом близкое расположение комплекса к реке Амур является несомненным преимуществом складского объекта.
— С учетом развития острова Большой Уссурийский и тех инвестиционных проектов, которые реализуются в Хабаровском крае, мы считаем, что грузовая база может быть достаточной для того, чтобы задействовать, а при необходимости, развить мощности нашего транспортно-логистического терминала – сказал Петр Иванов, подтвердив готовность сотрудничества с регионом.
За 2024 год объем инвестиций составит свыше 0,5 трлн рублей — Миэкономразвития Хабаровского края
По итогам 9 месяцев объем вложений по сравнению с прошлым годом вырос на 46,4%
11 декабря 2024, 14:47
Поделиться новостью
Хабаровский край занял первое место в ДФО по индексу инвестиций в основной капитал за 2024 год. По объему привлеченных средств регион входит в тройку лидеров. Министерство экономического развития края подсчитало, что по итогам уходящего года общая сумма инвестиций составит более 500 млрд рублей, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на пресс-службу правительства Хабаровского края.
Инвестиции в Хабаровский край по итогам 2024 года превысят 500 миллиардов рублей
398,5 млрд рублей инвестиций Хабаровский край привлек за 9 месяцев текущего года. Объем вложений в сравнении с 2023 годом вырос на 46,4%.
«В следующем году регион сохранит высокие темпы инвестирования: планируется ввести 15 крупных и средних инвестпроектов на сумму более 515 млрд рублей», — сообщает Минэкономразвития края.
Наиболее значимый из них — запуск Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) и морского угольного терминала «Порт Эльга». Капитальные затраты на проект оцениваются в 188 млрд рублей.
Кроме того, весной начнет свою работу международный терминал Хабаровского аэропорта. Его оснастят двумя телетрапами, семью лифтами различного назначения, шестью эскалаторами и двумя уровнями автоматизированной обработки багажа. Внутри будут работать 11 стоек регистрации, пропускная способность составит до 1 млн пассажиров.
В первом квартале грядущего года также планируют запустить вторую автоклавную линию Амурского гидрометаллургического комбината. Она предназначена для переработки упорных концентратов — порядка 6 тысяч тонн в год. Инвестиции в проект составляют 61,5 млрд рублей.
Еще один проект реализуется в районе имени Лазо — строительство и реконструкция агропромышленного предприятия на 600 тыс. голов дойного стада. Проектная мощность производства составит более 3 тыс. тонн молока в год. Соцпрограмма предприятия также предусматривает строительство жилья для работников и улучшение водоснабжения сельских поселений, вовлеченных в производство.
Напомним, в конце октября губернатор края переформатировал работу с инвестициями в регионе и закрепил кураторство приоритетных проектов за конкретными чиновниками в правительстве. Так. например, за развитие острова Большой Уссурийский теперь несут ответственность и.о. первого зампреда правительства края Сергей Абрамов, зампред по экономическим вопросам Мария Авилова и зампред по инфраструктуре Ирина Горбачева.
Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Бизнес
Скованные БАМом: порты Хабаровского края не могут выйти на полную мощность
12 декабря 2023, 11:43
В условиях санкций регионы Дальнего Востока России получили уникальную возможность стать главными воротами в Азию для миллионов тонн грузов, ставших невостребованными на западе. Активно в эту работу включился и Хабаровский край, где работает сразу несколько крупных терминалов и строятся новые. Но Ванино, Советская Гавань и другие местные порты развиваются быстрее, чем растут провозные мощности БАМа и Транссиба, что не дает региону полноценно «развернуться на Восток».
Восточный полигон 2023 — стройка века?
Тема портов даже попала в декабрьскую «прямую линию» с губернатором Михаилом Дегтяревым. Но не в виде вопроса о наболевшем, как, например, дороги, уборка снега и задержка производства самолетов «Байкал» в регионе, а в формате жизнеутверждающего видеообращения.
В кадре появились рабочие, строящие на побережье Охотского моря в районе мыса Манорский в Хабаровском крае морской терминал «Порт Эльга». Ни о чем особенном строители главу региона не просили, а лишь благодарили за пиар и продвижение «стройки века».
Причем такое описание проекта прозвучало в эфире еще несколько раз — в исполнении как ведущих, так и самого Дегтярева. Губернатор даже призвал краевых журналистов написать о строительстве порта книгу.
Глава региона действительно уделяет «Эльге» повышенное внимание в течение последних нескольких месяцев. Так, на Восточном экономическом форуме в сентябре соглашение о строительстве терминала стало самым крупным (объем инвестиций — 136 миллиардов рублей); а в ноябре порт и частная железная дорога дважды упоминались губернатором в докладах. Сначала на ВДНХ в рамках дня Хабаровского края на выставке «Россия», чуть позже в Совете Федерации в ходе «часа регионов».
Казалось бы, удивить кого-либо строительством очередного терминала в Хабаровском крае сегодня трудно, но дело в том, что «Порт Эльга» идет в комплекте с Тихоокеанской железной дорогой, которая соединит терминал с Эльгинским месторождением угля в Якутии и станет самой длинной частной железнодорожной веткой в России.
Проект, начатый задолго до вала санкций, потери западных рынков и «разворота на восток», в новой реальности ожидаемо обрел еще большую актуальность. Порты Хабаровского края и Приморья даже спустя полтора года после начала «разворота» не загружены полностью — их ограничивают провозные мощности Восточного полигона РЖД, которых оказалось явно недостаточно для экспорта всех спешно перенаправленных на азиатские рынки грузов.
«Эльга» на особом положении — еще недостроенный, но уже включенный в границы порта Ванино терминал получит собственную железную дорогу. Как ожидается, полностью ее строительство завершится в 2026 году, а мощность терминала составит рекордные 50 миллионов тонн в год.
Показательно, что изначально речь шла о 30 миллионах тонн в год, но в середине ноября 2023 года собственники Эльгинского месторождения из компании «Элси» объявили о продаже своих сибирских месторождений, столкнувшихся с ограничениями провозной мощности Восточного полигона. Ставка была сделана на дальневосточный уголь и специально возводимую под его экспорт инфраструктуру.
Тот факт, что развитие дальневосточных портов сковано емкостью БАМа и Транссиба, прямо признает и Михаил Дегтярев. Так, в ходе все той же «прямой линии» он называет стройкой века и расширение ванинского терминала «Дальтрансуголь», но оговаривается: будущее проекта зависит «от того, как пойдет Восточный полигон».
Железнодорожный тупик
За январь-сентябрь 2023 года общий объем перевалки грузов в портах Хабаровского края вырос на 10% к аналогичному периоду 2022-го, рассказывал губернатор еще в ноябре.
Так, терминал АО «Дальтрансуголь» (принадлежит крупнейшей в стране угольной компании СУЭК) действительно стремительно разрастается. В ноябре официально завершен первый этап модернизации порта, в результате которого мощность терминала выросла с 24 до 33 миллионов тонн в год. Уже в 2025 году этот показатель достигнет отметки в 40 миллионов тонн.
Однако пока компания вынуждена сдерживать рост, признают руководители терминала, поскольку их собственная инфраструктура развивается значительно быстрее, чем БАМ и Транссиб. Более того, год от года «Дальтрансуголь», напротив, снижает объемы перевалки угля — если в 2021 году на экспорт отсюда отправились 19 миллионов тонн, то по итогам 2022-го уже 17 миллионов. План на 2023-й немногим выше.
— За восемь месяцев 2023 мы перевалили 12,5 миллиона тонн угля. И план в этом году сделать 18 миллионов тонн. Бюджетный план — 17 миллионов 750 тысяч тонн. На сегодня для нас это снижение. В 2020 годы мы перевалили 23,3 миллиона. Но три года назад ввели в эксплуатацию соседний терминал «Ванино Трансуголь» и часть угля ушла туда, — рассказывал исполнительный директор «Дальтрансугля» Владимир Долгополов.
Да, на цифрах сказались в том числе и санкции, однако утраченные рынки сумел заполнить Китай. В компании констатируют, что готовы переваливать и 33, и 40 миллионов тонн угля ежегодно, но вынуждены считаться с провозной мощностью БАМа и Транссиба. При этом официальная позиция руководства терминала весьма сдержанна и даже дружелюбна по отношению к РЖД.
— В этом году, когда мы достроим железную дорогу, сможем переваливать 33 миллиона тонн. Но, к сожалению, пока железная дорога ещё не настолько развилась, и у нас просто будут свободные мощности, которые в перспективе мы сможем использовать, когда разовьётся железная дорога. Пока железная дорога обещает, что к 2025 году разовьётся максимально, значит, к 2025 году мы сможем принимать и 33 миллионов тонн, и 40, — дипломатичен Владимир Долгополов.
Свои планы есть и у руководства другого крупного терминала, АО «Порт Ванино» (принадлежит зарегистрированным на Кипре компаниям, которые связывают с владельцем «Мечела» Игорем Зюзиным). В 2021 году стивидоры впервые за десять лет приняли контейнеровоз из Китая. В компании намеревались разгружать по четыре контейнерных судна из Поднебесной ежемесячно, но февраль 2022-го внес свои коррективы.
Уже в сентябре в компании осторожно говорили уже лишь о 15 контейнеровозах в год по предварительному прогнозу. Финальная цифра так официально и не называлась, но можно предположить, что диверсификация грузов, которую задумали в АО «Порт Ванино», оказалась под вопросом по все тем же причинам — боливар Восточного полигона не в состоянии выдержать всех желающих воспользоваться его мощностями.
На фоне перегруженности подъездов к Ванину еще более актуальным стал вопрос развития порта Советская Гавань. Так, перенести сюда проект строительства собственного порта подумывают в «Русале». Но и здесь все упирается в БАМ.
Пожалуй, стоит вспомнить еще о паре проектов, которые по ряду причин мощного импульса не получили. То же строительство угольного терминала порта «Дальний» (который, правда, в свое время «споткнулся» о достаточно неоднозначную реакцию местных жителей) так что упирать, на то, что проблемы у него возникли исключительно из-за дефицита провозных мощностей со стопроцентной уверенностью нельзя. Или куда более показательный пример — контейнерный терминал компании ООО НПП «Экомортех» в Ванинском районе. С сентября прошлого года о его реализации в информационном поле ничего не слышно. В то время как суммарный грузооборот обоих проектов должен был достигнуть десятков миллионов тонн.
Восточный полигон 2023: узкие места
Тем временем из-за перегруженности Восточного полигона вторую жизнь обрели порты Северо-Запада России, ранее ориентированные на экспорт в Европу. Загрузка терминалов обвалилась до 20%, а подъезды к ним опустели, что на фоне «заторов» на Востоке подстегнуло экспортеров угля искать обходные пути.
Это сделало ситуацию на БАМе и Транссибе чуть менее сложной, но глобально решить проблему все еще может только увеличение пропускной способности магистралей, уверены эксперты. И несмотря на умеренную позицию крупных игроков вроде «Дальтрансугля», отношения между РЖД и портами продолжают оставаться напряженными. В том числе потому, что у монополиста при развитии Восточного полигона есть и свои интересы.
Так, в начале 2023 года железнодорожники пытались согласовать в правительстве корректировки второго этапа программы расширения БАМа и Транссиба, предполагающие перенос работ на 14 участках, включая Комсомольск-Сортировочный – Ванино и Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный с 2024-го на 2025 год. Более приоритетными в РЖД сочли подходы к погранпереходу Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской автономной области и к портам Приморья.
Корректировки привели бы к падению пропускной способности участка Комсомольск-Ванино на 15 пар поездов в сутки (-29%), а провозной — на 24 миллиона тонн (-30%) к плановым в 2023 году. Прирост провозной способности железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Ванина до 2024 года составил бы лишь пять миллионов тонн, в то время как мощность терминалов за этот период подскочила бы на 28 миллионов тонн.
Ассоциация морских торговых портов ожидаемо выступила резко против такой оптимизации от монополиста и попыталась достигнуть компромисса в виде переноса электрификации обозначенных участков в пользу расширения путей. Но в РЖД не сдавались, пригрозив повышением тарифов для грузоотправителей на Восточном полигоне сразу на 15%. Это, разумеется, тоже не могло понравиться собственникам терминалов.
Впоследствии конфликт затух сам собой, а в Ванине выдохнули. Вероятно, в правительстве помогли РЖД с источниками финансирования реализации второго этапа программы, поскольку в конце марта оно внезапно выросло с 894 миллиардов рублей до одного триллиона и 82 миллиардов. А уже после этого случилось чудо — в октябре в компании объявили, что на третьем этапе расширение Восточного полигона будет постепенно дешеветь. Хэппи-энд.
Впрочем, до реальной счастливой развязки пока далеко. К 2032 году провозная способность Восточного полигона должна дорасти до 255 миллионов тонн, такова конечная цель всей программы. Но пока не достигнута даже промежуточная — второй этап с его 180 миллионами будет победно завершён лишь в 2024-м. До тех пор порты продолжат пускать в ход все доступные им варианты, от обходных путей на Северо-Запад до строительства собственных железных дорог. Но у большинства игроков особых вариантов не будет — придется подождать РЖД.