Подходит к концу первый квартал года,  и за оставшиеся 9 месяцев регионам ДФО предстоит завершить множество начинаний. Некоторые из них тянутся уже несколько лет. Мы составили рейтинг самых ожидаемых проектов этого года — в области транспорта, логистики, инфраструктуры, энергетики и других,  которые должны запуститься на Дальнем Востоке.

В материале мы опирались в том числе на прогноз ФАНУ «Восточный центр государственного планирования», оно же «Востокгосплан». Среди его задач — «научно-техническая и стратегическая поддержка макрорегиона», так что в вопросах планирования и прогнозирования организации можно верить.

Проекты Дальнего Востока России: Хабаровский край

Не так давно у нас выходил подробный разбор инвестпроектов в Хабаровском крае, поэтому обозначим основные приоритеты. Одно из самых глобальных и ожидаемых событий — запуск Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) и связанного с ней порта Эльга на мысе Манорский. Напомним, по первой в современной России частной ж/д-магистрали якутский уголь должен пойти в порты Хабаровского края, а далее — в страны АТР. В перспективе по ТЖД будет переправляться до 50 млн тонн «черного топлива» в год. Объем вложений превышает 37 млрд рублей.

Строительство идет хорошими темпами, без существенных проволочек, выполнена даже тестовая поездка. Осуществляет проект структура Альберта Авдоляна, завсегдатая рейтингов российского Forbes с состоянием в $ 2,9 млрд, гражданина России, Армении и Мальты. Связанная с господином Авдоляном компания «А-Стил» ведет и проект по строительству горно-обогатительного комбината на базе Мильканского железорудного месторождения в Тугуро-Чумиканском районе. Впрочем, этот объект в 2025-м ждать не стоит, пока только идет геологоразведка.

Инвестиции в Хабаровском крае: ключевые проекты и их реализация

Поистине колоссальные цифры возникают, когда речь заходит об освоении золото-медно-порфирового месторождения Малмыж в Нанайском и Амурском районах: общий бюджет проекта превышает 330 млрд рублей — почти в десять раз больше ТЖД.

Старт работы этого детища «Амур-Минералс» неоднократно переносился, но буквально в середине марта губернатор Дмитрий Демешин, глава Минэнерго Сергей Цивилев и зампред правления Газпрома Виталий Маркелов запустили две газораспределительных станции, одна из которых — «Вознесенское» — «в первую очередь обеспечит потребности Малмыжского ГОКа», как написал глава региона в своем ТГ-канале (18+).

Любопытный «побочный эффект», которым поделилось региональное правительство: благодаря глобальным стройкам в минувшем 2024-м налоги от добычи песка и глины в краевую казну выросли на 120 млн рублей. Всего поступления от предприятий, добывающих общераспространенные полезные ископаемые составили около 680 млн.

Инвестиции в Хабаровском крае: ключевые проекты и их реализация

Наконец, посмотрим на небо. А если точнее,  на новый терминал международных авиалиний Хабаровского аэропорта.

В него при поддержке ВЭБ.РФ вложено свыше 6 млрд рублей. И если технически здание и оборудование уже готовы, то вот с бюрократическими процедурами, причем на федеральном, а вовсе не региональном уровне все не так гладко: нет окончательного одобрения Росгранстроя, хотя в планах была весна 2025-го.

Только что разговаривал с министром транспорта. Он мне обещал разобраться. Правда, это обещание усугубляется тем, что […] в присутствии председателя правительства он обещал это сделать в марте. Прошу вместе со мной довести эту информацию до председателя правительства, что, к сожалению, Минтранс его обманул, а обманывать нехорошо, и тем более обманывать председателя правительства РФ. Я ему обязательно это донесу. И я надеюсь, мы общими усилиями попросим Минтранс все делать тогда, когда обещано, — возмущался дальневосточный полпред Юрий Трутнев.

Проекты Дальнего Востока России: что планируют завершить в Амурской области?

Среди самых ожидаемых проектов в Амурской области — запуск первой трансграничной канатной дороги Благовещенск — Хэйхэ. Ждать, скорее всего, придется до конца года. На фоне того, что изначально переправа должна была начать работу еще в 2022-м, — срок не такой уж и долгий. Виной переноса сроков губернатор Амурской области Василий Орлов называл «перебои с поставками оборудования, возникшие из-за западных санкций и множество согласований на всех уровнях».

На конец января было готово уже около 40%: обрел очертания каркас здания, заканчивался монтаж металлоконструкций, прокладывались коммуникации. В феврале стройку посетил генконсул КНР в Хабаровске господин Цзян Сяоян и по-восточному мудро оценил ход работ: «Мы стремимся, чтобы данный масштабный проект был своевременно введен в эксплуатацию».

Как сообщает «Интерфакс» (18+), «данный масштабный проект» реализует Агентство развития проектных инициатив, входящее в ГК «Регион». Стоимость оценивается в 12 млрд, целевой пассажиропоток в обоих направлениях — более 450 человек в час или 2,5 млн в год.

Планируется в столице Приамурья и открытие нового пассажирского терминала международных и внутренних воздушных линий. Концессионное соглашение между правительством Амурской области и компаниией ООО «АБС» (совместное предприятие УК «Аэропорты Регионов» и «Новапорт холдинг») было подписано весной 2021-го.

Как раз не вовремя: крупнейшие строящиеся аэропорты Дальнего Востока

Проект модернизации включает строительство нового пассажирского терминала площадью более 25 тыс. кв. м с пропускной способностью не менее 1000 пассажиров в час: 600 на внутреннем и 400 на международном направлениях.

АБС также инвестирует в строительство нового грузового комплекса на 6 тыс. тонн в год. Общий объем вложений — более 13 млрд рублей. Но если год назад срок ставился на май, то последнее сообщение пресс-службы уже менее конкретно: «Завершение строительства и ввод в эксплуатацию запланированы на 2025 год».

А вот сооружение завода по глубокой переработке сои на ТОР «Амурская» только планируют начать, со сдачей в 2027-м. Объем инвестиций — 6,5 млрд с созданием 300 рабочих мест. Как сообщают отраслевые СМИ, в дальневосточную группу «Таргет Агро» входит маслоэкстракционный завод, а также семенной завод, выпускающий до 30 тыс. тонн семян сои в год.

Кроме России продукция поставляется в Китай, Японию, Республику Корея, Казахстан, Индию и Вьетнам. О том, что компания представляла регион на ярмарке «Сделано в России», мы писали в начале года.

Проекты Дальнего Востока России: Якутия наводит мосты

В Республике Саха (Якутия) намерены установить 700 из 920 свай моста через Лену. Но до воплощения «вековой мечты якутян» еще далеко: финиш, при соблюдении всех сроков, запланирован на 2028-й. Хотя по сравнению с сорока годами обсуждений — это буквально мгновение. Подробнее о переходе через великую реку стоимостью примерно в 130 млрд читайте в нашем прошлом материале. Ну а пока слово главе Республики Айсену Николаеву: «Ввиду высокой важности объекта рассчитываю, что все строительные работы будут вестись в графике».

А еще на очереди в этом году были сразу три аэропорта. В Полярном и Олекминске планировали завершить реконструкцию аэровокзалов в рамках нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры».

Отметим, что в Олекминске реконструкция идет с 2019-го: несколько раз срывались сроки, менялись объемы финансирования и подрядчики. И вот в отношении последнего из них,  НАО «Ирмаст-Холдинг»,  в начале этого марта возбуждено уголовное дело, сообщают якутские СМИ. Правда, прокуратурой Орловской области. Поэтому пока говорить о сроках — завершения работ или возможного заключения — поостережемся.

Лена дождалась: история моста через великую якутскую реку

Третий аэропорт планировали построить — он должен был появиться в Мирном и тоже в минувшем 2024-м. Затем Айсен Николаев объявил, что стройка закончится в 2025-м. В конце января срок сдвинулся «на 2026-2027 годы».

Расходы — более 21 млрд рублей — поделили: половину вкладывает федеральный бюджет, вторую — алмазодобывающая компания «АЛРОСА». Еще в 2019-м сообщалось, что большая часть вложений АЛРОСА пойдет на создание аэровокзала пропускной способностью 300 пассажиров в час, топливо-заправочного комплекса, грузового терминала, аварийно-спасательной станции и других объектов.

Проекты в Забайкалье: и овцы, и электричество есть

Разводить овец в пилотном монокомплексе на 1,5 тысячи животных планируют начать в Забайкальском крае. Как отметили в региональном минсельхозе, конкурс на грант почти в 30 млн рублей выиграло ООО «Гэрэл». В итоге должна получится чуть ли не замкнутая экосистема: с загонами, пастбищами, домами для работников и прочим необходимым. Планируется, что по одному такому комплексу будет появляться ежегодно.

92-й элемент: орбита урана на Дальнем Востоке

Но гораздо более мощный — во всех смыслах слова — проект зреет в энергетике. Ожидается, что уже в этом году может начаться строительство 4-го и 5-го энергоблоков — каждый на 230 МВт — Харанорской ГРЭС. Объем капитальных затрат — около 100 млрд рублей. Поставлять электричество блоки начнут ориентировочно в 2029-м и помогут бороться с энергодефицитом в ДФО.

Перефразируя классика фантастики, зададимся вопросом: мечтают ли забайкальцы об электричестве и овцах?

Проекты Дальнего Востока России: порт и кампус на Сахалине

Летом на острове должно завершиться строительство студенческого городка на площадке кампуса «СахалинТех», а 1 сентября в нем уже должны разместиться до 1,5 тысячи студентов. Как мы уже писали, 16 млрд рублей на строительство «СахалинТеха» планировал выделить Газпромбанк. Подробнее о кампусах в ДФО — в нашем тематическом материале.

Также в этом году глава Сахалина Валерий Лимаренко хочет завершить «основной фронт работ» на причальных сооружениях «Нацрыбресурса» в порту Корсаков — 6,8 млрд на это выделил госбюджет.

Кампусы в ДФО: кто, где и, самое главное, когда их построит?

Полностью закончить с сооружениями планируется уже в 2026-м. Да и в целом глава области поставил задачу ускориться: «Мы нацелены и последующие этапы по реконструкции Корсаковского порта перенести с 2027 года на 2025-2026 годы. Модернизация Корсаковского порта крайне важна для нашего островного региона. Защищенный глубоководный порт даст возможность развивать промышленность и создавать рабочие места», — приводят его слова СМИ.

Камчатка: пролетая над «Тремя вулканами»

В январе на Камчатке стартовала активная фаза проекта «Три вулкана». Заключается она в том, что «инвесторы ищут генерального подрядчика, составляют список работ на 2025 год и активно сотрудничают с местными предпринимателями». Подробнее о «туристическом магните» стоимостью около 67 млрд рублей можно прочитать в нашем отдельном материале. Напомним только, что в  гости ждут любителей экспедиционного, бальнеологического (в него входят в том числе оздоровительные ванны), горнолыжного, горного и круизного отдыха.

Проект «Три вулкана» и не только: чем Камчатка манит инвесторов

Осуществляет проект одноименное ООО «Три вулкана». Бенефициаром последнего, согласно сервису «СПАРК-Интерфакс» (18+), выступает бизнесмен, благотворитель и любитель зимних видов спорта Владимир Потанин.

А вот работы в новом терминале главного аэропорта Камчатки Елизово  буквально на финишной прямой. Уже с 31 марта, сообщает правительство края, обслуживание рейсов должно перейти полностью в него. Общий бюджет строительства аэропорта, сообщала «Российская газета» (16+), — более 28 млрд рублей.Площадь здания — 50 тысяч квадратных метров, пропускная способность на внутренних и международных рейсах — 1 145 пассажиров в час.

Также в наличии гостиница, парковка, магазины и точки общепита. Терминал оснащен пятью телетрапами с возможностью увеличения до восьми.

Проекты Дальнего Востока России: что завершат в Приморье

Но, пожалуй, Приморский край зашел дальше всех. Там строят город. Первый микрорайон уже сдал резидент ТОР «Приморье» ГК «DNS Девелопмент».

Как отмечает сайт Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ), «это самый масштабный частный проект по строительству комфортного жилья в Приморье, который реализуется на принципах комплексного подхода к развитию территории. Общий объем планируемых инвестиций составляет 99 млрд рублей. Это первый инвестиционный проект, который реализуется в границах города-спутника Владивостока при активной поддержке Минвостокразвития России, КРДВ и правительства Приморского края».

В минувшем сентябре министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков сообщал, что строительство города-спутника оценивается в 970 млрд рублей «и требует бюджетных инвестиций под 300 млрд».

Так же сообщалось, что раскинется город на площади 1400 га  примерно в получасе езды от Владивостока. Планируется возвести не менее 2,5 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости. Спутник должен разгрузить столицу ДФО, улучшить транспортную инфраструктуру и «ускорить социально-экономическое развитие Владивостокской агломерации». Как подчеркнул глава Минвостокразвития, сейчас задача выйти на соотношение затрат бюджета и бизнеса 1:5.

Таким мы увидели будущее крупных проектов ДФО на этот год. Насколько совпадут ожидание и реальность — узнаем через девять месяцев.

Больше аналитических материалов о Дальнем Востоке читайте в рубрике по ссылке.

Андрей Северный